35, Выбор схемы внешнего электроснабжения предприятия

35, Выбор схемы внешнего электроснабжения предприятия. Разновидность схем и область их применения

Система внешнего электроснабжения включает в себя схему электроснабжения и источника питания предприятия. Основным условием проектирования рациональной системы внешнего электроснабжения является надёжность, экономичность и качество электроэнергии в сети.

Экономичность определяется приведёнными затратами на систему электроснабжения. Надёжность зависит от категории потребителей электроэнергии и особенностей технологического процесса, неправильная оценка которого может привести как к снижению надёжности системы электроснабжения, так и к неоправданным затратам на излишнее резервирование.

При проектировании, как правило, разрабатывается несколько вариантов, наиболее целесообразным из которых определяется в результате технико-экономического сопоставления.

При проектировании схемы электроснабжения предприятия наряду с надежностью и экономичностью необходимо учитывать такие требования, как характер размещения нагрузок на территории предприятия, потребляемую мощность, наличие собственного источника питания.

Различают следующие виды схем электроснабжения:

Радиальные схемы, как правило, целесообразны, когда нагрузки размещены в различных направлениях от пункта питания. Для питания мощных РП при кабельных сетях целесообразно, как пра­вило, применение радиальных схем.

Преимущественное применение находят двухступенчатые и одноступенчатые ради­альные схемы. Применения радиальных схем с числом ступеней более двух следует избе­гать; однако они могут возникнуть при раз­витии предприятия, а также для питания вы­носных периферийных трансформаторных пунктов.

Двухступенчатые радиальные схемы с про­межуточными распределительными пунктами применяются главным образом на больших и средних предприятиях для питания через РП крупных пунктов потребления электроэнер­гии

Одноступенчатые радиальные схемы при­меняются главным образом на небольших предприятиях, где в многоступенчатых схе­мах нет необходимости. На больших пред­приятиях одноступенчатые схемы питания применяются для крупных сосредоточенных потребителей (насосные, компрессорные, преобразовательные, печные и т. п.), распо­ложенных в различных направлениях от центра питания. При применении радиальных схем осуществляется глубокое секционирова­ние всей системы электроснабжения, начиная от основных центров питания и кончая сбор­ными шинами напряжением до 1000 В цехо­вых подстанций, а иногда и цеховых силовых распределительных пунктов

При магистральныx схемах уменьшается число звеньев коммутации, и в этом заключается главное преимущество магистральных схем.

Магистральные схемы целесообразны при распределенных нагрузках, при упорядоченом (близком к линейному) расположении подстанций на территории проектируемого объекта, благоприятствующем возможно бо­лее прямому прохождению магистралей от источника питания до потребителя энергии без обратных потоков энергии и длинных обходов. Это обстоятельство в известной степени ограничивает область применения магистральных схем.

Магистральные схемы более удобны при выполнении резервирования цеховых подстанций от второго источника в случае выхода. из работы основного питающего пункта.

Недостатком магистральных схем являет­ся невозможность резервирования по вторич­ному напряжению соседних однотрансформаторных подстанций, так как они питаются от одной магистрали и одновременно выходят из работы. Для устранения этого недостатка близко расположенные однотрансформаторные подстанции можно питать от разных ма­гистралей (рис. 1).

Число трансформаторов, присоединяемых к одной магистрали, зависит от их мощности и важности питаемого объекта. Чем выше мощность трансформаторов, тем меньше их можно присоединить к одной магистрали. При большом числе трансформаторов слишком загрубляется максимальная защита на го­ловном участке магистрали, и она может ока­заться нечувствительной при коротком замыкании в трансформаторе. Суммарная мощность трансформаторов, присоединенных на одну магистраль не должна превышать 5000-6000 МВА.