Уличное освещение на столбах

Уличное освещение на столбах: нормы и требования

Освещение всегда играло важную роль в жизни человека. Конечно, это касается освещения улиц, площадей и в особенности, автомобильных дорог.

Необходимо учитывать при составлении проекта осветительных комплексов некоторые требования, которые установлены на обязательном уровне законодательством нашей страны.

Нормы уличного освещения

Для того чтобы осветительные приборы выполняли свою непосредственную функцию, они должны быть:

  • определенной нормированной величины;
  • должны быть максимально экономичными и рационально использовать электрическую энергию;
  • удобны в уходе и непосредственном обслуживании;
  • удобны в управлении.

Сегодня существует великое множество осветительных приборов и компаний, которые их производят, и очень сложно из всей этой массы выбрать лучший аппарат. Между тем, необходимо соблюдать и нормы СНиП в которых говорится о том, какая освещенность присуща тому или иному участку.

Кроме того, существует еще один нормативно правовой акт, согласно которому необходимо соблюдать конкретные нормы освещенности в проектировании. Это инструкция по проектированию наружного освещения городов, пгт и других населенных пунктах.

Какие применяются лампы для уличного освещения

Если основываться на данной инструкции, то всю имеющуюся территорию городских поселений можно подразделить на три группы:

  • скоростные дороги
  • улицы районного значения
  • улицы и дороги местного значения.

В соответствии с этими значениями, качество освещения будет меняться в зависимости от принадлежности к той или иной группе.

Для магистральных дорог и улиц общегородского значения существует норма интенсивности движения. Если она превышает три тысячи человек в час, то показателем средней освещенности считается 20 люксов.

При интенсивности от тысячи до трех тысяч человек, освещенность может также находиться на отметке в двадцать люксов, а при интенсивности меньше тысячи человек остаться на отметке в 15 люксов.

Что же касается магистралей и улиц районного значения, то при проходимости от одной тысячи и свыше двух тысяч человек, показатель должен равняться 15 люксам. При проходимости от пятисот до тысячи единиц, освещение должно быть не ниже десяти люксов.

Если при проектировании вы имеете дело с улицами, площадями и дорогами местного значения, то показателями интенсивности могут стать цифры более пятисот и менее этого числа.

Так, при первом показателе норма освещенности равна восьми люксам, а при втором показателе – не менее шести люксов.

Требования освещенности к дорожным эстакадам, мостам, развязкам, а также к площадям городского значения стоят на отметке в 20 – 25 люксов, а вот дворовые и прилегающие территории должны обладать освещенностью не менее четырех люксов.

Светодиодные прожектора для уличного освещения

Виды столбов/опор освещения

Как мы знаем, осветительные приборы на улицах и дорогах должны находиться достаточно высоко, чтобы охватывать как можно большую площадь. Для того чтобы установить лампы на такую высоту, необходимо использование специальных опор, или же, как мы привыкли говорить – столбов.

Столбы бывают самые разные, поэтому важно поговорить об их разновидностях, а также плюсах и минусах каждого вида.

В зависимости от материала опоры могут быть:

Деревянные опоры достаточно дешевы и изготавливаются из стволов хвойных деревьев, например, сосны. Такие опоры имеют маленький вес, очень просты в установке, устойчивы к влажности.

Кроме того стоит отметить, что в случае поражения столба электрическим током, рядом находящиеся люди не подвергаются риску ведь дерево – один из лучших изоляторов.

Но на фоне всех этих многочисленных плюсов есть и минусы.

Так, например, из года в год все сложнее подобрать бревна, одинаковые по диаметру. Также, дерево не устойчиво к сильных холодам, и в морозы не редки поломки таких столбов.

Если деревянные опоры были неправильно обработаны до установки, то они легко могут быть подвергнуты процессу гниения.

Сегодня более всего распространены бетонные столбы. Конечно, каждый производитель может похвастаться разным качеством, ведь основные характеристики опоры зависят от того, какая марка бетона используется в их изготовлении.

Достоинствами таких опор является их относительная невысокая стоимость, долговечность и отсутствие проблем в уходе.

Недостатки бетонных столбов также имеют место быть. Так, бетон просто на просто, неустойчив к воздействию на него грунтовых вод. Кроме того, бетонные столбы имеют не слишком приглядный эстетический вид, и выглядят, как толстая граненая палка.

Металлические опоры освещения

Железобетонные столбы являются эталоном прочности. Такие отзывы они заслужили благодаря тому, что внутри них содержится железная арматура, которая продлевает годность службы конструкции.

Такие столбы могут выдерживать серьезные нагрузки, спокойно реагировать на перепады температур и стоят не намного дороже чисто бетонных опор. Кроме того, они не поддаются коррозии.

Что же касается недостатков, то такие опоры не могут похвастаться интересным дизайном, не устойчивы в случаях ДТП. Монтаж, установка и обслуживание таких опор также встанет вам в копеечку.

Металлические столбы могут быть изготовлены из алюминия или стали. Они долговечны, могут быть интересно декорированы, выдерживают огромные нагрузки, необъемны и просты в транспортировке.

Опоры освещения из железобетона

За все это вам придется заплатить больше, чем за вышеперечисленные виды столбов, а также не забывать о частой окраске опоры. Также вам постоянно придется контролировать процесс возникновения ржавчин и вовремя ее предотвращать.

Кроме того, столбы также могут выполнять декоративную функцию. Часто эту привилегию отдают металлическим столбам.

Требования к расположению столбов

Инструкцией по проектированию наружного освещения разрешены некоторые вариации расположения средств освещения на улицах. Рассмотрим каждый из видов.

  • Осветительные опоры выстроены в одну линию. Такое освещение используется при установке на дворовых территориях или же не оживленных улицах. Как правило, ширина дороги в этом случае не должна превышать десяти метров. Частота установки осветительных приборов индивидуальна.
  • Осветительные приборы выстроены в две линии. В этом случае допускается шахматный порядок установки или же прямоугольный. Используется, если ширина дороги превышает десять метров.
  • Также допускается установка осветительных приборов в два ряда. Часто, подобное построение можно увидеть на магистралях, дорогах федерального значения, площадях, сложных развязках.

Важно помнить, что расстояние между столбами должно быть не меньше шестидесяти сантиметров.

Требования к фундаменту для опоры освещения

Прежде, чем приниматься за установку осветительных приборов, необходимо изучить информацию о фундаменте. Так, идеальной основой является бетон, который способен зафиксировать опору на долгие десятилетия и благодаря тому, что отсутствует подземное движение и воды, прослужить долгую службу.

Также фундамент может иметь газонный вид. Необходимо помнить, что в зависимости от типа фундамента, столб должен входить вглубь на определенное расстояние. Если мы имеем дело с газонами, то степень погружения основы в землю не должна быть меньше восьмидесяти сантиметров.

В случае если речь идет об освещении дорог и площадей, эта цифра увеличивается в два раза.

Виды фундаментов для опор освещения

Кронштейны для крепления светильников к столбам

Кронштейны являются декоративными деталями, но от них также, по большей части, зависит степень освещенность территории

Самыми распространенными являются одинарные крепления. Их часто можно увидеть не на оживленной улице. Они не являются декоративными и дают мало света.

Двойные кронштейны встречаются на улицах проходимостью до одной тысячи человек в час.

Также для этой категории интенсивности движения рекомендуют использовать кронштейн в виде буквы г, который прекрасно крепится как к столбам, так и к стенам.

Кронштейн торшер используется для освещения площадей и прогулочных аллей. Является кронштейном декоративного типа.

Кронштейн, позволяющий использовать от одного до нескольких фонарей, устанавливается на магистральных трассах, улицах городского и районного значения.

Управление уличным освещением

Конечно, освещение мало спроектировать – самое главное — это удобство и доступность управления приборами. Существует несколько способов в зависимости от проектирования.

Первый способ — это автоматический. Он свойственен новым моделям электроосвещения. Как правило, автоматика запрограммирована на включение фонарей в конкретное время или же в зависимости от каких либо условий. Некоторые датчики срабатывают на условное время. Какие-то на наступление темноты или сумерек.

Таким же способом фонари отключаются.

Условия ручного управления прописаны в СНиП. Ручной способ более проблематичен, так как может быть более долгим способом запуска подачи электроэнергии. Также ручной способ может осуществляться отдельно на каждой улице, в то время как благодаря автоматике можно одновременно осветить весь город.

Share this: