Технологическое присоединение к сетям в России и мире: сравнительный анализ

Исследовательская деятельность

Большинство потребителей обычно волнует лишь стоимость электроэнергии и размер платы за мощность. Однако, открывая новое предприятие, либо расширяя уже имеющиеся производственные возможности, потребители сталкиваются с новыми для себя проблемами: как правило, подключение к сетям является весьма дорогостоящей и забюрократизированной процедурой. В то же время в развитых странах подключение новых потребителей к сетям – хорошо отработанный процесс, осуществляемый в разумные сроки и по доступным ценам.

В рамках исследования, проведенного по заказу компании ТНК-ВР, нашими экспертами был проведен анализ мирового опыта в сфере технологического присоединения к электрическим сетям и возможности его применения в части наиболее «удачных» примеров к России. Из 153-х исследованных стран, для подробного анализа были отобраны шесть государств, чей опыт решения затрагиваемых в исследовании вопросов показался наиболее примечательным и интересным: Австралия, Великобритания, Казахстан Канада, Китай, США. По всем исследованным 153-м странам были собраны данные о стоимости, сроках и базовых условиях подключения.
Также была исследована имеющаяся нормативная правовая база, регулирующая отношения в сфере технологического присоединения к электрическим сетям в России.

В качестве одного из основных результатов исследования были выделены ключевые проблемы российских потребителей при подключении к сетям, среди них:
— включение в ТУ необоснованных условий;
— нелегитимное взимание платы;
— необоснованное отсутствие технической возможности технологического присоединения;
— незаконное взимание платы (за устранение системных ограничений, обеспечение технической возможности технологического присоединения и пр.)
— требования электросетевых компаний о безвозмездной передаче в их собственность объектов электросетевого хозяйства.

Другим важным результатом работы стало выделение двух, принятых в мировой практике, моделей подключения к сетям.
Первая модель — «Принцип возврата капитальных затрат», применяемая в Австралии, Канаде, США и других странах. Плата за технологическое подключение в общем виде рассчитывается исходя из понесенных энергокомпанией затрат за вычетом дисконтированного дохода, который получит энергокомпания в случае подключения данного потребителя. Принципиальная составляющая данного метода состоит в том, чтобы функции технологического подключения были переложены на энергосбытовые компании, что, на момент проведения исследования, было для применения в России достаточно затруднительно.
Вторая модель – «Возвратная модель», которая применяется в Казахстане. В рамках этой модели потребитель оплачивает все затраты энергокомпании, а компания возмещает их в течение последующих лет в тарифе на передачу с учетом получаемого дохода. Такая модель максимально полно учитывает баланс интересов потребителей и электросетевых компаний, а также могла бы быть внедрена в России в течение очень короткого промежутка времени, т.к. практически не требует внесения никаких принципиальных изменений в законодательство

Яркой иллюстрацией состояния подключения к сетям новых потребителей стали обобщенные в виде рейтинга результаты исследования по 153-м странам. Первое место в рейтинге заняла Россия как страна с самой высокой платой за технологическое присоединение к электрическим сетям – 1 568 долл./кВт. Отрыв России от других стран по стоимости технологического присоединения к электрическим сетям колоссален – в 34 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 раза выше уровня цен в странах, следующих за Россией в рейтинге. Также Россия отличается сравнительно длительным сроком фактического подключения к электрическим сетям – 1,5 месяца (делит 43-48 места по длительности подключения вместе с Германией, Грецией, Хорватией, ЦАР и Экваториальной Гвинеей).

В заключительной части работы представлены конкретные предложения по совершенствованию системы технологического присоединения к электрическим сетям в России, с учетом лучшей мировой практики:

— Необходимо принципиально сохранить льготные условия подключения для бытовых потребителей и, возможно, для малого предпринимательства.
— Необходима корректировка модели взимания платы за технологическое присоединение к электрическим сетям крупных потребителей.
— До возможного принятия решения о принципиальном (глобальном) изменении существующей схемы со взиманием платы за технологическое присоединение к сетям необходимо принять меры по локальной оптимизации законодательной базы в краткосрочной перспективе.
— Необходимо устранить противоречие пп. 28-33 Правил в части наличия оснований для отказа в заключение договора технологического присоединения п. 1 статьи 26 Главы 5 Федерального закона N35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ). Необходимо прозрачно закрепить норму, по которой отказа в подключении быть не может, может быть только перенос сроков подключения на следующий период инвестиционного планирования. Если потребителя не устраивает задержка с подключением на 1-2 года – подключение по индивидуальному тарифу.
— Необходимо жестко закрепить временные рамки взаимоотношений электросетевой компании с РЭКами, во избежание использования нелегитимных размеров платы за технологическое подключение.
— Необходимо четко ограничить ответственность потребителя по выполнению ТУ только границами его земельного участка и запретить электросетевым компаниям навязывать иные условия.
— Необходимо четко разграничить ответственность и полномочия ФАС России и ФСТ России при разрешении споров по факту технологического присоединения к сетям. Возможно, стоит пересмотреть структуру взаимоотношений ФСТ России – РЭКи в сторону вертикальной интеграции.
— Необходимо закрепить за РЭКами обязательства не только по утверждению, но и по расчету платы за технологическое присоединение к сетям.
— Необходимо законодательно обязать электросетевые компании использовать Типовые договоры и Стандарты раскрытия информации, разработанные РАО «ЕЭС России».
— Необходимо провести масштабную инвентаризацию «бесхозных» сетей и их постановку на балансы соответствующих сетевых организаций.