Тариф на технологическое присоединение

Тариф на технологическое присоединение

Вопрос о тарифе на технологическое присоединение к электрическим сетям сегодня интересует как энергетиков, так и потребителей, у которых непосредственно возникает необходимость
в этой услуге. Первым важно определить, из каких источников будут поступать средства на возмещение всех затрат, связанных с подключением новых объектов к распределительным сетям, вторым — за что и сколько они должны заплатить.

Несмотря на то что технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям осуществляется с момента строительства линий электропередачи, о нем как об отдельном виде деятельности энергокомпаний впервые заговорили после выхода федерального закона № 35-ФЗ от 26 марта
2003 г. «Об электроэнергетике». Позднее постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 г. были разработаны и утверждены правила, определяющие порядок выполнения этой процедуры. И сегодня технологические присоединения, как и транспорт электроэнергии, — прерогатива выделившихся в процессе реформирования энергоотрасли электросетевых компаний.
Дело, казалось бы, привычное. Но как возмещать возникающие при этом затраты?
Выход нашелся, и вполне логичный: установить плату за комплексные услуги по технологическому присоединению. Затратная часть потребителя на техприсоединение, которая, впрочем, была во все времена, возместит расход сетевой компании на выполнение процедуры. При этом потребителю достаточно подать в сетевую организацию заявку о техприсоединении, а все остальное — от составления технических условий до собственно подключения — дело специалистов электросетевой компании. Энергетики выполнят технологическое присоединение в соответствии с современными требованиями, и лишних проблем удастся избежать обеим сторонам: и потребителям, и энергетикам. Осталось только узаконить все операции.

Установление тарифа
В связи с тем, что деятельность электросетевых компаний регулируется государством, соответствующие органы должны определять и стоимость оказываемых услуг. В начале февраля 2005 г. Федеральной службой по тарифам был сделан первый шаг по решению этого вопроса — разработаны и утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (приказ № 22-э/5 от 15 февраля 2005 г.). Однако в 2005 г. ФСТ РФ так и не приняла ни одного тарифного решения.
Как пояснил начальник департамента по взаимодействию с субъектами рынка электроэнергии В. Н. Федоров (ОАО «МРСК Центра и Северного Кавказа»), тариф за технологическое присоединение включает в себя инвестиционные средства, предназначенные для развития сетей.
В последнее время в тарифе на передачу электрической энергии большинства распределительных сетевых компаний практически отсутствуют средства на новое строительство. Учтенная доля амортизации расходуется лишь на поддержание состояния основных фондов компаний, не давая возможности расширять производство. Тем не менее спрос на присоединяемую мощность растет, экономика развивается, ведется строительство нового многоэтажного жилья, торговых и развлекательных комплексов, присоединяются крупные потребители.
Но на сегодняшний день со стороны государственных органов, помимо платы за присоединение, иной источник финансирования, за счет которого будет развиваться энергетическая отрасль, не определен. Поэтому, предоставляя в Федеральную службу по тарифам обоснование на установление платы за технологическое присоединение, энергетики заложили принцип, согласно которому в тарифе должны быть учтены средства, необходимые для обеспечения растущего спроса на мощность. Речь идет об инвестициях на строительство питающих центров — подстанций 110, 35 кВ, линий электропередачи, инфраструктуру распределительной сети, трансформаторных и распределительных пунктов и т. д. По мнению специалистов, за подключение к сети должны платить вновь подключающиеся потребители, и было бы не совсем справедливо возлагать это бремя на тех, кто уже давно подключен.
Пока данная позиция нашла понимание и была принята только в трех регионах: предложения по установлению тарифов согласованы РЭК Ярославской и Белгородской областей, а решением РЭК Костромской области 11 января 2006 г. тариф был утвержден. Но есть надежда, что в ближайшее время плата за технологическое присоединение будет согласована и в других регионах, так как с 1 января 2006 г. в соответствии с вступившим в силу федеральным законом № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», который вносит изменения в федеральный закон № 41-ФЗ от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», в части передачи полномочий по утверждению тарифа на технологическое присоединение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, региональные службы по тарифам на законных основаниях могут утверждать размер платы за технологическое присоединение и предусматривать тот объем инвестиционных средств, который будет оставаться в регионе и развивать региональную энергетику.

Размер платы
Принцип определения размера платы за технологическое присоединение носит расчетный характер и может устанавливаться зонально. В соответствии с методикой ФСТ уровень тарифов рассчитывается на период регулирования, в данный момент на год. Во внимание принимается объем затрат, которые электросетевая компания должна понести в течение года для строительства или усиления питающих центров. Если от нескольких подстанций в ближайшей перспективе ожидается определенный отбор мощности, энергетики заранее планируют необходимый объем работ по поддержанию этой мощности, чтобы сохранить и повысить уровень надежности обеспечения как существующих потребителей, так и вновь присоединяемых. Таким образом, на период регулирования будет сформирован объем затрат, необходимых для выполнения этих работ. С другой стороны, будет известен и объем прогнозируемой мощности, которую предстоит присоединить в это же время.
Поделив показатель затрат на показатель присоединяемой мощности, мы получим удельную стоимость одного киловатта. Когда конкретный потребитель при заявке на присоединение заявит объем потребляемой мощности, достаточно будет умножить тариф на показатель мощности, чтобы получить искомую стоимость. Естественно, эта сумма не покроет сразу все затраты, но в совокупности средств от оплаты присоединяемых к данному центру питания потребителей будет достаточно, чтобы при выдаче дополнительной мощности решить проблему обеспечения надежного электроснабжения для всех.
Когда речь заходит о тарифах, у рядовых потребителей возникают вопросы: кто будет платить, за что и как часто? Попытаемся ответить на них.

Кто будет платить
Плата за технологическое присоединение будет взиматься с лиц, заинтересованных в нем и подавших заявку на выдачу технических условий, т. е. с потребителей электрической энергии, вновь присоединяемых к электрическим сетям или расширяющих уже имеющиеся присоединения. Также платить за технологическое подключение придется различным вновь присоединяемым электросетевым организациям. Не минует эта участь и владельцев генерирующих установок, впервые присоединяемых к электрическим сетям или расширяющих имеющееся присоединение.
У физических лиц есть определенные социальные гарантии: после подачи заявки на технологическое присоединение в целях потребления электрической энергии для коммунально-бытовых нужд с присоединенной мощностью в пределах 15 кВт они будут оплачивать услуги по разработке технических условий в объеме, не превышающем 50% минимального размера оплаты труда, а иные работы по присоединению — в объеме, не превышающем в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда, т. е. не более 550 руб.

Валентин Колодезный
председатель региональной энергетической комиссии Белгородской области

Принятие тарифа на технологическое присоединение осуществляется в рамках реализации концепции реформирования электроэнергетики и формирует рыночный подход к взаимоотношениям между потребителями и поставщиками услуги по передаче электрической энергии и мощности.
В то же время у потребителя сохраняется право выбора. Имея возможность выполнения работ по техническому обслуживанию и содержанию сетей в надлежащем состоянии, он вправе сам осуществить технологическое присоединение и, выполнив техусловия электросетевой компании, построить свои распределительные сети и оплатить лишь часть расходов, необходимых для увеличения пропускной способности сетей. Таким образом, закон позволяет легализовать рыночные отношения в электроэнергетике.
Кроме того, при установлении платы за присоединение к сетям учитывается вопрос социальной защиты населения. Разумеется, 550 руб. (сегодняшняя плата населения за технологическое присоединение) не соизмеримы с теми затратами, которые будет нести электросетевая компания за фактические присоединения электроустановок массового потребителя к сетям электроснабжения и развитие питающих центров.
Но особое внимание сегодня следует уделить взаимоотношениям электросетевых компаний с органами налогообложения. Речь идет о решении на федеральном уровне вопроса о налоге на прибыль. Поскольку при утверждении тарифа на услуги по технологическому присоединению электросетевая компания формирует свою прибыль, за счет которой в конечном итоге и будут выполняться необходимые работы, желательно внести соответствующие изменения в налоговое законодательство. Целевые проплаты по тарифу за техприсоединение электросетевым компаниям следует относить на себестоимость и компенсировать объемом работ по подключению. Таким образом, уходя от налога на прибыль (24%), удастся сохранить источник финансирования, снизить цену услуги для потребителя и обеспечить чистоту и прозрачность взаимоотношений энергокомпаний и налоговых органов. Но, определив источник финансирования работ, связанных с технологическим присоединением, мы должны его защитить

Что входит в стоимость
При подключении к электрическим сетям потребитель как собственник присоединяемых энергопринимающих устройств всегда выполнял определенные требования электросетевой организации — от получения технических условий до приобретения необходимого оборудования и материалов. Сегодня необходимый объем работ по технологическому присоединению выполняют электросетевые компании. И при наличии технической возможности для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются следующие расходы: на подготовку и выдачу технических условий (ТУ) в соответствии с заявкой потребителя, проверку выполнения технических условий заказчика, выполнение ТУ электросетевой организацией, фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети.
Необходимо уточнить, что размер платы будет напрямую зависеть от заявленного количества потребляемой мощности.

Как осуществляется оплата
Плата за технологическое присоединение взимается однократно. И если в дальнейшем изменится форма собственности подключаемого объекта или собственник (без изменения функционального назначения), повторно плата за технологическое присоединение взиматься не будет.

Кто в выигрыше?
Прежняя процедура технологического присоединения заключалась в следующем: энергокомпания выдавала технические условия, а потребитель самостоятельно выполнял определенные объемы работ и автоматически становился владельцем соответствующего отрезка сетей, который входил в традиционный технический сетевой комплекс. Однако из-за некорректного юридического оформления в этом случае была затруднена и диспетчеризация, и эксплуатация сетей.
В итоге энергетикам приходилось решать такие проблемы, как технологически разорванные системы, слабоуправляемые электрические сети.
Новая схема во многом упрощает саму процедуру технологического присоединения: потребитель вносит ту же плату, но уже в форме тарифа, установленного и регулируемого органами государственной власти. При этом ему известен объем оплачиваемых работ: электросетевая компания, получив средства, снимает обременения с потребителя по строительству источников питания, вводу объекта в эксплуатацию, самой эксплуатации. Таким образом, в выигрыше остаются обе стороны.

О дне завтрашнем
Основная задача, которую предстоит решить в ближайшее время, — объяснить региональным властям необходимость введения новой схемы технологического присоединения, суть которой заключается в получении сетевыми компаниями необходимого источника финансирования, ранее остававшегося в тени. Теперь же он в виде тарифа на технологическое присоединение будет подвластен регулированию — в первую очередь со стороны региональных властей, от решения которых будет зависеть дальнейшее развитие энергетики региона и региональной экономики.