Расчет экономической эффективности схемы электроснабжения промышленного предприятия

Расчет экономической эффективности схемы электроснабжения промышленного предприятия

1. Смета капитальных затрат

Первым этапом экономических расчета является определение всех затрат на осуществление проекта.

Под этими затратами понимается суммарная стоимость всех видов затрат, находимых для осуществления проектирования, строительства, поддержания в рабочем состоянии основных средств и эксплуатации объекта, а так же компенсацию ущерба наносимого окружающей среде. Все затраты по своему характеру делятся на единовременные и текущие.

Для расчета сметы используется ресурсный метод, который представляет собой калькулирование в текущих ценах элементов затрат, необходимых для реализации проекта.

Затраты на строительство схемы электроснабжения объекта состоят из стоимости необходимого оборудования, расходов на его транспортировку до места строительства, хранение и монтаж.

Состав капитальных затрат можно выразить формулами:

где К – капитальные вложения в строительство схемы электроснабжения,

Ц 0 – цена оборудования, руб;

М – затраты на монтаж, руб;

Т – транспортные расходы, руб;

З – стоимость запасных частей, руб;

К п – затраты на комплектацию, руб;

С – заготовительно- складские расходы, руб;

Расчет сметы приведен в таблице 1.1.

Смета капитальных затрат на силовое электрооборудование

Ч р – численность ремонтного персонала, чел;

t э – эффективное время работы ремонтного персонала, час;

Ч р = 397,922 / 1744 = 0,23 = 1 человек

В ремонтный персонал принимается 1 человек. В оперативный персонал принимается тоже 1 человек.

Разрядность рабочих определяется исходя из сложности эксплуатации установленного в цехе оборудования. Ремонтник принимается на работу в цех по 6-му разряду, оперативник по 5-му разряду. Причём, ремонтником на предприятии является инженерно-технический работник.

После расчета численности проводится расчет годового фонда зарплаты для всех работников электрослужбы. Система оплаты труда электрослужбы – повременно-премиальная, плюс проценты выполнения норм прибыли. Годовой фонд заработной платы определяется с учётом разрядов работников по тарифной сетке № 1 ОАО ”ММК”. Результаты расчетов приведены в таблице 2.3.

При начислении заработной платы учитываются:

районный коэффициент – 15 %;

доплата за горячий стаж – 30 %;

премия в размере 60 % от тарифа;

дополнительная заработная плата

З/п доп = 100 % — Тэф(%), (2.3.3)

где Тэф(%) – эффективное время работы в процентах от номинального.

Налоговым законодательством РФ предусмотрены начисления социального налога, который включается в затраты на изготовление продукции и рассчитывается в процентах от фонда оплаты труда:

ФОТ – фонд оплаты труда (таблица 2.3)

35,6 % — ставка социального налога.

Н с = 120624,033*35,6 / 100 = 42192,156 руб;

Кроме зарплаты с начислениями, к затратам на ремонт относится стоимость израсходованных запасных частей и материалов. Она определяется по нормативам в процентах от стоимости оборудования, согласно /1/. Результаты приведены в табл.2.4.

Таким образом, прямые затраты на ремонт и содержание электрооборудования можно определить по формуле:

З – годовой фонд зарплаты электротехнического персонала, руб;

Н с –налоги на фонд оплаты труда, руб;

М – стоимость запасных частей и материалов, израсходованных при ре-

З р = 120624,033 + 42942,156 + 38027,407 = 201593,596 руб;

2.4 Накладные расходы

Накладные расходы – это расходы, связанные с управлением производственным процессом. Эти расходы обычно рассчитываются в целом по предприятию, а затем распределяются между цехами и видами продукции пропорционально какому-либо показательно, чаще всего зарплате. В данной курсовой работе расчет накладных расходов проводится на основании данных калькуляции продукции по статьям: зарплата и общехозяйственные расходы.

Рассчитываются коэффициенты, показывающие соотношение этих статей.

З п – затраты по статье «Заработная плата»;

О х – затраты по статье «Общехозяйственные расходы»;

К = 10 / 15 = 0,667

Расчет годового планового фонда оплаты труда Таблица. 2.3

Оценка эффективности инвестиций

3.1 Обоснование расчета

После того, как определены плановые суммы текущих и капитальных затрат, необходимо сделать выводы об их эффективности.

При проведении расчета эффективности затрат необходимо учесть ниже приведённые положения. Энергослужба промышленного предприятия является вспомогательным подразделением, самостоятельно продукцию не производит, а оказывает услуги основному производству. Стоимость этих услуг включается в себестоимость продукции основного производства. В то же время энергетическое оборудование является неотъемлемой частью основных средств любого промышленного предприятия, без него невозможна работа основного технологического оборудования. Поэтому можно предположить, что определенная доля продукции основного производства будет отнесена к «результатам» работы силового оборудования. Эта доля определяется исходя из показателя фондоотдачи по цеху или по предприятию в целом.

Оценка экономической эффективности включает в себя финансовую оценку проекта (отчет о прибыли и отчет о движении денежных средств, коэффициенты финансовой оценки) и экономическую оценку (расчет срока окупаемости, простой нормы прибыли и текущей стоимости проекта).

Показатель фондоотдачи от использования основных средств:

Фо = Объем производства / Стоимость основных средств (3.1.1)

Фо = 200 / 250 = 0,8;

Выручка предприятия от реализации продукции:

В = 0,8 * 704260,944 = 563408,755 руб.

3.2 Финансовая оценка проекта

Для проведения финансовой оценки необходимо «разбить срок жизни проекта» на несколько отрезков (интервалов планирования), каждый из которых рассматривается в отдельности. Продолжительность интервалов зависит от сроков жизни проекта и выбирается один год.

Основная задача, решаемая при определении финансовой состоятельности проекта – оценка его ликвидности. Под ликвидностью понимается способность проекта (предприятия) своевременно и в полном объеме отвечать по имеющимся финансовым обязательствам. Оценка ликвидности проводится на основании основных форм бухгалтерской отчетности предприятия.

Назначение этого отчета – иллюстрация соотношения доходов, получаемых в процессе производственной деятельности предприятия в течение какого-либо периода времени с расходами, понесенными в этот же период и связанными с полученными доходами.

Расчет ведется для 4-х периодов планирования (в качестве одного интервала выбирается 1 год). При этом принимаются следующие условия расчета:

в течение первого периода монтируется оборудование и прибыль равна нулю;

во втором периоде предприятие работает на 70% своих возможностей;

в третьем и последующих периодах предприятие работает на 100% от расчетной мощности.

Отчет о прибыли представлен в табл.3.1.

Отчет о прибыли Таблица 3.1

Отчет о движении денежных средств

Отчёт представляет информацию по операциям, связанным с образованием источников финансовых ресурсов и их использованием. Основная задача, решаемая при определении финансовой состоятельности проекта – оценка его ликвидности, которая проводится на основании отчетов о прибыли и движении денежных средств. В качестве источников финансирования капитальных вложений в основные фонды предприятия рассматриваются собственные средства предприятия, получаемые в результате прошлой, настоящей или будущей хозяйственной деятельности.

Основные направления использования средств связаны с капитальными затратами, образованием оборотного капитала, осуществлением текущей производственной деятельности, оплатой процентов за кредит и налогов. Отчет о движении денежных средств представлен в виде табл. 3.2.

Отчет о движении денежных средств Таблица 3.2

1. Увеличение собственного капитала

2. Увеличение задолженности

3. Выручка от реализации

5. Увеличение постоянных активов

6. Увеличение текущих активов

7. Операционные расходы

8. Выплаты по кредитам

9.1 Налог на пользование автодорог

9.2 Налог на имущество

9.3 Налог на прибыль

11. Баланс денежных средств

12. Баланс денежных средств нарастающим итогом

Балансовый отчет

Назначение этой формы финансовой оценки – иллюстрация динамики изменения структуры имущества проекта и источников его финансирования. При этом бухгалтерский баланс используется в укрупненной форме для всех интервалов планирования.

Бухгалтерский отчет представлен в табл.3.3.

Балансовый отчет Таблица 3.3

1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Остаточная стоимость средств

2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

2.2 Денежные средства

3. СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

3.1 Уставной капитал

3.2 Нераспределенная прибыль

4. ДОЛГОСРОЧНЫЕ КРЕДИТЫ

4.1 Долгосрочный кредит банка

5. РАСЧЕТЫ И ПРОЧИЕ ПАССИВЫ

Анализ полученных данных проводится с помощью коэффициентов финансовой оценки (табл.3.4) для 3-го интервала.

Коэффициенты финансовой оценки Таблица 3.4.

1. Рентабельность общих активов

2.Рентабельность акционерного капитала

3. Рентабельность продаж

4. Стоимость продаж

5. Оборачиваемость активов

6.Оборачиваемость акционерного капитала

7. Оборачиваемость оборотного капитала

П ч – чистая прибыль;

П к – проценты за кредит;

К – капитальные вложения;

О к – оборотный капитал (текущие активы);

В – выручка от реализации;

Из отчета о прибыли (таблица 3.1) видно, что выручка от реализации покрывает все затраты (себестоимость, налоги), позволяет выплатить проценты за кредит, при этом остается значительная нераспределенная прибыль. Таким образом, проект можно назвать финансово — состоятельным.

Из отчета о движении денежных средств (таблица 3.2) видно, что в качестве источников финансовых ресурсов выступают собственный капитал и долгосрочные кредиты. С помощью их осуществляются капитальные вложения, операционные расходы, а также выплачиваются кредит и налоги. В нашем случае выплата по кредитам завершается в 3-м периоде, поскольку средства вырученные от реализации, позволяют полностью вернуть кредит.

Из балансового отчета (таблица 3.3) видно, что на предприятии успешно формируются собственные оборотные средства, что говорит о финансовой устойчивости предприятия.

Экономическая эффективность проекта

Вывод об экономической эффективности отдельных мероприятий не требующих больших капитальных затрат можно сделать с помощью расчета простой нормы прибыли и срока окупаемости.

Показатель аналогичен показателю рентабельности, показывает какая часть инвестиционных затрат возмещается (возвращается) в течение одного интервала планирования. При этом в качестве интервала выбирается период, в котором уже достигнут планируемый объем производства, но еще продолжается погашение первоначально взятых кредитов ( 3-й интервал).

ПНП = 111163,652 / 704260,944 = 0,158

Расчет срока окупаемости производится путем постепенного, шаг за шагом, вычитания из общего объема капитальных затрат суммы амортизационных отчислений и чистой прибыли за очередной интервал планирования. Интервал, в котором остаток становится отрицательным и является сроком окупаемости проекта.

К —  (Пч 1 +А 1 ) + (Пч 2 +А 2 ) + (Пч n +А n )   0 ; (3.3.2)

Расчет срока окупаемости проекта приведен в табл.3.5.

Срок окупаемости проекта Таблица 3.5

Проект окупается лишь на 7-й год.

Чистая текущая стоимость проекта

Если срок окупаемости проекта больше одного месяца, то при расчете эффективности необходимо учитывать влияние фактора времени, т.е. не равноценность одинаковых потоков денежных средств, относящихся к разным периодам времени. Для того, чтобы учесть это обстоятельство определяется чистая текущая стоимость проекта.

Перед началом расчета выбирается ставка сравнения( дисконтирования):

RD – ставка сравнения (дисконтирования);

МР – минимальная норма прибыли, (%);

К – коэффициент учитывающий степень риска, (%);

При выбранной величине ставки сравнения для каждого периода планирования рассчитывается, дисконтный множитель по формуле:

n – номер интервала планирования.

Расчет чистой текущей стоимости проекта приведен в табл.3.6.