Организация строительства, строительных машин

Организация строительства, строительных машин. Контроль над строительством

Тема: Организация и эксплуатация парка строительных машин

Сколько стоят строительные машины, каков их удельный вес в составе произ-водственных фондов строительной организации? 50 – 60 %.

Поэтому степень использования строительных машин в значительной мере влия-ет на производительность труда и стоимость строительства. Высокая эффективность использования машинного парка достигается за счет правильного его комплектова-ния и комплексного использования машин на объектах при полнорежимной двух-сменной работе, с наименьшей затратой времени на монтаж, транспорт и демонтаж.

Наибольшее распространение в строительстве получили мобильные универсаль-ные самоходные краны, башенные краны.

Одним изосновных направлений технического прогресса в строительстве являет-ся комплексная механизация производственных процессов.

Комплексная механизация – метод полностью механизированного выполнения тех или иных технологических процессов в строительстве. (Примеры).

Развитие механизации создает предпосылки для ликвидации, прежде всего тяжё-лого ручного труда, как на основных, так и на вспомогательных работах с заменой его более легким трудом по управлению и обслуживанию машин.

Мстр
= ______
∙ 100 в %( 1 )

Выбор за инженером и экономистом.

Важную роль играют саморазгружающиеся автомобили (особенно для производ-ственно-технологической комплектации), типа контейеровоза-мусоровоза и др.

Классификация: вертикальный, горизонтальный. внешний, внутрипостроечный.

На стадии ПОС расчет выполняется по нормативным показателям на 1 млн. руб. сметной стоимости СМР. В норматив входятвсе виды автомашин в суммарной потребности.

Литература: Л.Г. Дикман, стр.358. табл.23.2.

Пример: Нормативные показатели потребности в автотранспорте на 1млн. руб. СМР по отраслям строительства (автотонны).

Жилищное и коммунальное строительство.

Нормативное показатели по потребности-42,37 а/т

В том числе самосвальный

специализированный -12,91 а/т

На стадии ППР выявляют потребность в перевозках, составляют схемы грузопо-токов, грузооборот по календарным периодам (смену, сутки, неделю, месяц) и сос-тавляют годовую заявку.

Работа транспорта на строительстве характеризуется объемом перевозок и гру-зооборотом.

Объем перевозок – это количество груза в тоннах, подлежащего перевозке за единицу времени.

Годовой грузооборот (Qгод
) определяют на основании годовых планов СМР,

графиков предприятий-поставщиков материалов и конструкций, изделий и деталей.

Для характеристики изменения грузовых потоков во времени служат

Средний суточный грузооборот – (Qср.сут
) – расчетный показатель, который должен учитывать отклонения от среднесуточного поступления грузов. Для этого вводится “коэффициент неравномерности”.

Расчетный суточный грузооборот определяют по формуле:

где Qгод
— годовой грузооборот;

n — число рабочих суток в году;

К-коэффициент неравномерности (К = 1,1 — 1,3).

Себестоимость перевозки грузов зависит от величины годовых единовременных затрат и размера эксплуатационных (текущих) затрат на содержание транспорта.

Годовые единовременные затраты (Егод
): устройство ввременных путей и соору-жений, освещение мест работы, расходов на содержание дорог.

Егод
= ___________
(2)

где С — единовременные затраты, руб.;

В — возвратные суммы (после разборки временных зданий и сооружений);

Т — продолжительность эксплуатации транспорта, год.

Единовременые затраты (Е), на тонну перевезенного груза:

где Qгод
— годовой грузооборот.

Эксплуатационные или текущие затраты: стоимость обслуживания, профилактического и текущего ремонта, амортизационных отчислений и зарплаты персонала.

Эксплуатационные затраты на содержание транспортных средств (Тт.с.
) (вагоны, прицепы и др.):

где Эi
— годовые расходы на обслуживание, ремонт и амортизацию одного сред-

ства перемещения; на зарплату персонала, руб.;

Nj
т.с.
— количество транспортных средств.

Размер ежегодных расходов на амортизацию:

Р = ______________________
(5)

где Ф — первоначальная стоимость основных фондов, руб.;

Кр — затраты на капремонт;

М — затраты на модернизацию, руб.;

Л — ликвидационная стоимость, руб.;

Т — срок службы в годах.

Эксплуатационные расходы на погрузочно-разгрузочные работы (Эп-р
):

где Si
— стоимомть погрузки и разгрузки 1т груза, руб.;

Qi
— количество перевезенных за год грузов, т;

Эксплуатационные затраты на содержание двигателей транспортных средств (Эдвиг.
):

где Эi
— все затраты на эксплуатацию двигателей, включая зарплату персонала

Ni
— число работающих двигателей на транспортных средствах.

Определив все составляющие себестоимости перевозки, можно рассчитать вели-чину себестоимости перевозки одной тонны груза:

С = _________________________________
(8)

Выбор вида внутрипостроечного транспорта

Два подхода: инженерный – выбор транспортного средства по характеру груза; главный критерий – себестоимость перевозки груза. Для транспорта общего назна-чения существуют действующие тарифы. Для внутрипостроечного – необходимы расчеты. Для оценки различных вариантов перевозки грузов – показатель величины приведенных затрат:

Спр
= С + ∑ К Е(9)

где С -себестоимость доставки, руб.;

К — единовременные затраты (капвложения или стоимость основных фондов);

Е — коэффициент эффективности капвложений (Е = 0,15, СН 423-71).

Себестоимость внутрипостроечных перевозок, руб.:

где Сэ.с.
— себестоимость эксплуатации транспортных сооружений за расчетный период;

Сп-р
— себестоимость погрузочно-разгрузочных работ;

Сэ.т.
— себестоимость эксплуатации транспортных средств.

Суточная производительность транспортной единицы:

автотранспорт — 11,5 км

железнодорожный транспорт — 797 км

речной транспорт — 479 км

морской транспорт — 1428.

Организация железнодорожного и водного транспорта

Строительные грузы по железой дороге доставляются транспортными средствами, принадлежащими “Укрзалізнице” или арендованными у неё, а также транспортными средствами, являющимися собственностью строительных организа-ций (зеленые вагоны).

При реконструкции промпредприятий строители пользуются их путями или сооружают их заблаговременно.

Тяга: преимущественно электрическая (экономичность) или тепловозная (автономность).

При устойчивых грузопотоках между строительными объектами и сырьевыми базами (карьеры, леспромхозы) перевозка может осуществляться технологическими маршрутами-“вертушками” арендованными или собственного парка. Применяется только в крупных строительных организациях. Преимущества: равномерность, а, значит, чёткая работа погрузочно-разгрузочных средств, устойчивость фронтов разгрузки. Недостаток: порожний рейс.

В крупных организациях – транспортный цех со службами: пути, движения, тяги, погрузки-выгрузки.(Объяснить порядок получения и возврата вагона).

Взаимоотношения определяются договором между МПС и заказчиком. Сроки погрузки и выгрузки установлены “Правилами перевозки грузов” МПС Украины на основании устава железных дорог на различные виды грузов. Норма простоя. Стремление к механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Водный транспорт

применяется несколько обособленно в силу его специфи-ческих особенностей. Это наиболее дешёвый вид транспорта и строители, находя-щиеся вблизи от водных путей его широко применяют. Недостатки: низкая скорость, сезонность (запасы). Виды грузов: песок, гравий, лес.

Взаимоотношения строителей и пароходствами Морфлота и речфлота аналогич-ны железнодорожным (договор, аренда плавсредств, штрафы за простои под погруз-кой-разгрузкой, за сохранность плавсредств и т.п.)

В настоящее время перемещаются: жидкости, нефть, газ, пылевидные (цемент) – напорный воздушный поток и абразивное истирание стенок определяет сегодня короткие расстояния перемещения материалов. Стоимость транспортировки по тру-бопроводам газов и жидкостей составляет 1:10 или даже 1:100 стоимости их пере-возки с помощью с помощью автоцистерн и по железной дороге, снижается загряз-нение воздуха и шум, влияние погоды и расход энергии.

В Колумбийском университете (США) ведутся разработки, дающие уверенность, что в XXI веке в США грузы будут перемещаться на расстояния от 16 до 1600 км

(в цилиндрических контейнерах или тележках диаметром чуть меньше, чем трубо-провод – гидравлические системы).

Пневматические капсульные на расстоянии от 16 160 км (для снабжения круп-ных магазинов).

Всё это потребует расширения сетей подземных трубопроводов, связывающих крупные города. Они будут выполнены примерно из труб диаметром 3м, по которым будут перемещаться капсулы со скоростью 4,5 – 6 м/сек.

Стоимость сооружения такой системы (вдвух направлениях) производительнос-тью 2 млн.т грузов в день примерно равна стоимости сооружения трансконтинен-тальной магистрали (авто), но расходы по обслуживанию системы значительно ни-же. Кроме того, введение в эксплуатацию таких систем снизит плотность движения на грузовых автомагистралях и расходы на их содержание.

Тема: Управление материальными ресурсами.

Логистика в строительстве

Характерной особенностью народного хозяйства являлось глубокое и всесторон-нее разделение труда. В результате этого процесса от непосредственных производи-телей товарной продукции – промышленных предприятий, отделяются функции то-варного обращения. Для их осуществления были созданы такие специальные отрасли народного хозяйства, как торговля, а для обращения средств производства – отрасль материально-технического снабжения.

Являясь самостоятельной отраслью народного хозяйства, материально-техничес-кое снабжение имело свои органы планирования и управления, материально-техни-ческую базу и кадры, экономические показатели деятельности.

Была создана строгая, стройная система, которая на протяжении десятка лет неплохо выполняла свои функции.

И тем не менее, дефициты не уменьшались, система работала с напряжением, превратилась в этакого монстра-монополиста, фактически стала государством в государстве обращения средств производства.

Строительство – одно из самых материалоёмких отраслей народного хозяйства и требует применения разнообразных строительных материалов, которых изменяется по мере перехода от одного этапа строительсва к другому.

Главное условие успешной работы строительных организаций – своевременное обеспечение строительного производства материалами, деталями, конструкциями и оборудованием, причем комплектами для каждого вида, в строгой технологической последовательности.

Материалы проходят достаточно долгий путь – от момента добычи сырья в карь-ерах до момента использования их “в деле”. Этот процесс преобразования сырьево-го ресурса в полуфабрикаты, а затем в строительный материал, затем в готовое изде-лие и, наконец, использование его по назначению, а также связанные с этим процес-сы транспортировки, хранения, погрузки-разгрузки и т.д. можно рассматривать как материальный поток

.

Эффективность движения их зависит от от эффективности их управления.

Изучением различных потоковых процессов занимается сравнительно недавно появившаяся у нас дисциплина — логистика

, в сферу вопросов, рассматриваемых ею, входят: материальные. финансовые, информационные, энергетические, трудо-вые и др. виды потоков.

Логистика

– наука о планировании, контроле и управлении транспортировани-ем, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, со-вершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного пред-приятия, внутризаводской переработки сырья и др. доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованияи последнего, а также пере-дачи обработки соответствующей информации.

Концепция логистики представляет собой систему более рационального плани-рования, организации, реализации и контроля в сферах закупок, транспортировки, складирования, производства и сбыта продукции (дом в Окленде).

Логистика позволяет минимизировать запасы строительных материалов, а в ряде случаев отказаться от их использования, сократить сроки доставки строительных материалов и конструкций, ускорить процесс получения информации, повысить уровень сервиса.

“Темный континент” – назвали управление материальными потоками:

первый этап – 60-е годы – характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом и координацией их использования;

второй этап – 80-е годы – подключается планирование производства;

третий этап – настоящее время – совокупность материалопроводящих звеньев при-обретает целостный характер.

Характерная особенность – отсутствие дефицита

.

В настоящее время ситуация на товарном рынке строительных материалов ха-рактеризуется следующими чертами:

— объем государственных закупок централизовано не утверждается. не распреде-ляется, не доводится до производителей и потребителей;

— законодательно зафиксирована свобода предпринимательской деятельности;

— важная роль отводится системе оптовой торговли, материалы приобретаются напрямую или с учётом посредников;

— проблема дефицита материальных ресурсов больше не существует.

Производство основных видов стоительных материалов 1992г.1995г.

Цемент, млн. т 61,7 36,5

Стеновые материалы, млрд. шт. 29,9 17,3

Сборные ЖБК, млн. м3
58,628,3

Мягкие кровельные материалы, млн. м3
810 416

Пиломатериалы, млн. м3
53,4 26,5

При этом, производственные мощности задействованы на 30-50%.

Планирование запасов и затрат на материалы

Для обеспечения непрерывности производства строительная организация долж-на иметь запасы материалов. Величина этого запаса может быть выражена его абсо-лютным количеством, находящимся на базах и приобъектных складах, однако, это ещё не характеризует обеспеченности организации, так как этот показатель никак не связан с потребностью данной организации в материалах.

Поэтому существует понятие запаса материалов “в днях”, рассчитываемый от суточного расхода материалов:

где П — годовая потребность в данном виде материала.

На различные виды материалов рассчитываются запасы материалов рассчиты-ваются запасы, дифференцированные в зависимости от условий поставок (на Украи-не 5-30 суток).

При планировании запасы материалов подразделяются на текущий, подготови-тельный, гарантийный (строховой) и сезонный.

Текущий

– заполняет период между двумя очередными поставками и, в связи с этим, является непостоянным.

Гарантийный

(страховой) запас – рассчитывается на срыв плановой поставки на время, необходимое для организации отгрузки новой партии даннго материала.

Подготовительный

запас определяется условиями приёмки материалов и под-готовки к их использованию в производстве (сортировка, сушка и т.п.).

Сезонный

– использование в течение сезона непоставки.

Запасы не должны быть излишне большими (расходы на хранение, потери при хранении и омертвление оборотных средств).

Затраты на стройматериалы, детали и полуфабрикаты составляют около 60% общих затрат на производстве СМР, поэтому большое значение имеет их правиль-ное планирование.

В строительстве используются следующие виды материалов, изделий и конструкций:

— природные каменные, в том числе нерудные (камень бутовый, щебень, гравий, песок);

— искусственные каменные обожжённые керамические (керамзит, облицовочная плитка, санфаянс и стеновые матариалы (кирпич));

— металлические материалы и изделия, сантехническое оборудование, металлоконструкции;

— лесные материалы и изделия; — стеклянные изделия и теплоизоляционные материалы (минеральная вата и т.д.)

— неорганические вяжущие (цемент, известь,гипс);

— материалы и изделия на основе неорганических вяжущих (бетон и растворы, железобетонные конструкции, шифер);

— органические вяжущие и материалы на их основе (толь, рубероид,битумы);

— химические лакокрасочные и полимерные материалы (линолеум, мастики и т.п.)

Всё это многообразие должно подчиняться главному закону материально-технического снабжения, который называется технологическая комплектация

– это процесс своевременного комплектного обеспечения строящихся объектов сборными конструкциями, деталями, полуфабрикатами и материалами в строгой последовательности в увязке с темпом и технологической последовательностью работ.

Пакетирование и контейнеризация строительных материалов.

Комплектация предъявляет особое требование к способу доставки материалов к рабочему месту. Чем меньше перегрузок, тем выше эффективность доставки, ниже трудоёмкость, порча строительных материалов.

Пакет

– это укрупненный груз, сформированный из определенного количества мелких элементов и скреплённый таким образом, чтобы обеспечить неизменность его формы (мелкоштучные материалы, металлопрокат, пиломатериалы и т.п.).

Контейнер

– это инвентарная тара в виде объёмной пространственной конструк-ции, предназначенной для перевозки, перегрузки и хранения грузов (впервые в России в 1889г.). Отправитель – морфлот – железная дорога – автотранспорт – потребитель (I погрузка – разгрузка), лихтеры. Контейнеры универсальные и специ-альные.

Всё это является предпосылками для проектирования производственно-техноло-гической комплектации.

Проектирование производственно-технологической комплектации

Унифицированная нормативно-технологическая документация по комплектации объекта (УНТД) как составная часть часть ППР — это комплекс документов, входя-щих в состав ППР и являющихся в свою очередь, проектом технологической ком-плектации объекта.

УНТД выполняют на весь объект в целом или на объем работ планируемого года. УНТД является единой нормативной базой планирования:

1. материально-технического снабжения;

2. изготовление продукции иеё переработка (повышение заводской готовности);

3. организация процесса производственно-технологической комплектации, включая централизованную доставку.

Исходными данными являются:

— внутрипостроечный титульный список;

— местные условия (нормативы, транспорт, парк контейнеров и др.).

Принципы формирования технологических комплектов.

Разработка технологических комплектов связана с формированием технологи-ческих, поставочных, монтажных и рейсовых комплектов.

Технологический комплект

– конструкции, материалы и полуфабрикаты, доста-точные для выполнения определенного комплекса работ.

Поставочный комплект

– это часть технологического комплекта, поставляемо-го с одного завода-изготовителя.

Монтажный комплект

– это часть технологического комплекта, состоящая из сборных строительных конструкций и сопутствующих деталей, необходимых для сборки млнтажного узла здания.

Рейсовый комплект

– это часть постановочного монтажного комплекта, доставляемая на одном транспортном средстве. Совокупность рейсовых комплектов образует поставочный комплект, а сумма последних составляет технологический комплект.

В основе образования технологических комплектов лежит принцип конструктивности

и технологичности

.

Принцип конструктивности – комплект обеспечивает пространственную устой-чивость здания, в связи с чем, определяет минимальную величину технологического комплекта.

Принцип технологичности – комплект обеспечивает правильную последователь-ность работ в соответствии с ППР.

Оба принципа рассматриваются совместно.

Функции органов материально-технического снабжения в строительных органи-зациях выполняют Управления производственно-технологической комплектации (УПТК)

.

Главной задачей УПТК является обеспечение увязки в единое целое процессов заготовки материалов и деталей, изготовлениеполуфабрикатов, конструкций и комп-лектной доставки на стройки в соответствии с графиками выполняемых СМР. Фор-мы организации УПТК различны и зависят от специфики объектов строительства.

УПТК выступает в качестве заказчика материальных ресурсов и вступает в договорные отношения с заводами-изготовителями, снабженческо-сбытовыми и танспортными организациями.

УПТК имеет в своём составе производственную базу (переработка, повышение заводской готовности материалов, склады, участки комплектации и погрузочно-разгрузочных работ, механизации и транспорта, диспетчерскую службу).

Планирование закупок материальных ресурсов.

Исходными данными для планирования строек материальными ресурсами является проектная документация (ПОС и ППР). На их базе УПТК разрабатывает унифицированную нормативно-технологическую документацию (УНТД).

При её разработке используется обширная информация из проектно-сметной документации, данных плана СМР, последовательность и технология СМР, производственных норм расхода материалов, сведения о поставщиках, способах транспортировки и т.д.

Определение в потребностях материалов производится на основе физических объемов работ и соответвующих норм расхода. К каждому основному объекту разрабатывается комплектовочная ведомость потребности в материалах, инструкци-ях и изделиях, из которой создаются ведомости для формирования комплекта материалов, конструкций и изделий для выполнения определённого вида работ, который по ходу движения трансформируется в связи со специализацией заводов-поставщиков.

При расчете величины комплекта следует предусмотреть, чтобы время комплектования не превышало время его потребления. При определении периода потребления комплекта испльзуется формула:

где Q — объем комплекта в натуральных единицах;

связь оперативного подчинения

связь административного подчинения

Лекция №16
Тема: Организация приобъектных складов

Стоимость строительных материалов, конструкций и деталей составляет около 70% стоимости СМР. На 1млн.руб. СМР в среднем расходуется около 25 тыс. т строительных материалов, конструкций и деталей. Их поступление на строительную площадку происходит неравномерно, в связи с чем необходимо создавать запасы материальных ресурсов.

Приобъектные склады организуют для временного хранения материалов, полуфабрикатов, изделий, конструкций и оборудования. Объём складского хозяй-ства зависит от вида.масштаба и методов строительства, в том числе от способов снабжения.

По мере перехода от снабжения к системе производственной комплектации про-исходит концентрация складского хозяйства на уровне треста (ДСК). На складах, как правило, производятся полуфабрикаты, повышают заводскую готовность изделий и производят другие комплектовочные работы. При этом необходимо стремиться к минимуму материалов, хранящихся на скдадах, но достаточному для бесперебойного обеспечения строительства. Кроме того, нужно обеспечивать мини-мальное количество хранимых материалов на монтажной площадке, максимально обеспечивая сборку здания с транспортных средств.

Проектирование складов следует вести в такой последовательности:

определить необходимые запасы хранимых ресурсов;

выбрать метод хранения(открытое, закрытое и др.);

рассчитать площади по видам хранения;

выбрать тип склада;

разместить и привязать склады на площадке, произвести размещение деталей на

Базисные

(центральные базы материально-технического снабжения), обслужива-ющие несколько строительных организаций. Предназначены для хранения материалов и изделий, которые в дальнейшем направляются на участковые и приобъектные склады и цехи для переработки и комплектации.

Участковые

– для нужд определённого участка.

Приобъектные

– устраивают на строительной площадке, они состоят из откры-тых площадок в зоне действия ведущего механизма и небольших кладовых закрытого хранения.

Производственных предприятий

– организуют для хранения сырья и материалов для выпускаемой готовой продукции.

Перевалочные

– создаются на железнодорожных станциях и пристанях в тех случаях, когда к строительству не подведены железнодорожные пути. Доставляются автотранспортом.

Открытые

– не требующие защиты от атмосферных воздействий и хищений.

Полузакрытые

– (навесы) – для материалов, не подверженных температурным воздействиям и влажности воздуха.

Закрытые

– для хранения дорогосоящих материалов или портящихся на откры-том воздухе (цемент, известь, гипс, спецодежда и др.)

Специальные

– для хранения ГСМ, взрывчатых веществ, химических материалов и др.

Универсальные

– хранение различных видов материалов, а

Специальные

– для пределенных видов (резервуары, бункера, силосы).

Складские помещения сооружают постоянными и временными (участковые, приобъектные), которые необходимо строить, как правило, инвентарными.

Определение производственных запасов

Запас материалов на строительной площадке должен обеспечивать бесперебойное производство работ и, вместе с тем, не быть чрезмерно большим, так ка излишки замедляют оборачиваемость оборотных средств, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии строительных организаций.

Однако запасы колеблются в значительных пределах (монтаж “с колёс” или заготовка инертных материалов для сезонной работы трестом “ХСС”).

Общие размеры производственного запаса складываются из следующих состав-ляющих: текущего запаса, подготовительного запаса, гарантийного (страхового) и сезонного запасов. (см. предыдущую лекцию)

До последнего времени планирование запасов осуществляли, в основном, интуитивными методами. После появления экономико-математических методов и ЭВМ положение изменилось. В строительстве стали, например, применять сетевое планирование, в результате чего некоторые фирмы значительно увеличили свои прибыли.

Итак, общая величина производственного запаса будет равна:

где q– средний суточный расход материалов, конструкций и деталей;

t1
— интервал между двумя смежными поставками;

t2
— период приёмки, разгрузки, лабораторного анализа, комплектации;

t3
— число дней работы, на который рассчитывается страховой запас;

t4
— сезонный запас.

Величину q

определяют на основании календарных планов строительства на период максимального расходования ресурсов.

Как быть, если графики строительства ещё не разработаны?

q= ______________
(2)

где Q- общая потребность в данном материале;

Т — число дней потребления материалов, конструкций и деталей;

К1
— коэффициент неравномерности потребления материалов;

К2
— коэффициент неравномерности поступления ресурсов;

К1
= 1,3; К2
= 1,2 (для водного транспорта); 1,1 (для железнодорожного и автомобильного транспорта).

Размер гарантийного запаса зависит от вида транспорта, расстояний перевозки и других местных условий. Обычно принимается в размере 25% от размеров текущего запаса. Гарантированный запас минимален при монтаже зданий с транспортных средств, так как срывы графиков чрезвычайно малы. Нормы строаховыого запаса ориентировочные: иертные – 6-10 дней, цемент – 7-12 днй, сталь арматурная – 5-10 дней.

Расчёт площадей складов и разгрузочных фронтов

Площадь склада зависит от количества материалов, конструкций и деталей, под-лежащих хранению, и от способа их складирования, определяющего норму хране-ния на 1 м2
складской площади.

Для предварительных расчетов площадь склада можно определить по формуле:

где F- площадь склада;

P- количество конструкций, материалов и деталей, подлежащих хранению;

r- норма хранения на 1 м2
площади склада;

Kn
— коэффициент использования складской площади, учитывающий проезды и

проходы, площадки дляя сортировки и комплектации, колеблется от 0,35

до 0,8-0,9 (силосы, бункеры).

Точные размеры склада определяются проектом, когда кроме площади определяются размеры в плане в зависимости от крана или фронта разгрузки железнодорожных составов.

Минимально необходимая протяженность фронта разгрузки L

(в м):

L = K_____________________
(4)

где К — коэффициент неравномерности подачи транспорта (для железной дороги

n- количество железнодорожных вагонов, поступающих в течение суток;

l- длина железнодорожного вагона или платформы, м;

l1
— расстояние между платформами или вагонами = 1,3 м;

m — число подач транспортных единиц к складу в сутки.

Зачастую размер склада определяет количество груза на складе.

Итак, общая площадь склада, м2

где fпол
— полезная площадь, то есть площадь под штабелями, закромами,

бункерами, стеллажами и др.;

fпр
— площадь, занятая приёмочными и отпускными площадками;

fсл
— служебная площадь (конторы);

fвсп
— вспомогательная площадь, занятая проездами и проходами.

Коэффициент заполнения объёма склада определяется по формуле:

где V — геометрический объём штабелей, закромов, стеллажей;

V1
— объём материалов, вмещающихся в штабель, закрома, стеллаж и т.п.

На крупных складах имеются условия для широкого и эффективного примене-ния механизации. Наибольшее затруднение вызывает механизация складирования штучых грузов. На крупных складах применяют стеллажи с выдвижными ящиками в сочетании с лифтштабелёрами. В закрытых складах используют краны-штабелеу-кладчики опорного или подвесного типа в сочетании со стеллажами. При этом мо-жет быть значительно (до 20 м) увеличена высота складирования грузов, кранами возможно управлять дистанционно (Баку, завод кондиционеров).

Все складские операции выполняются под руководством лиц, отвестственных за организацию приёма, хранения, учёта и отпуска материалов, а также за правильное оформление этих операций, соблюдение безопасных методов производства погру-зочно-разгрузочных работ и сохранность вверенных им материальных ценностей.

Материалы, конструкции и детали могут поступать на склады от территориальных органов Госснаба Украины, от собственно предприятий, от заво-дов-поставщиков. Приём строительных материалов должен осуществляться по количеству, качеству и комплектности. При этом следует руководствоваться условиями договоров, заключенных между поставщиками и потребителями. Ответ-ственные лица проверяют наличие паспортов в каждой партии груза. Количество определяют путём подсчёта, взвешивания или обмера и сопоставляют с данными сопроводительных документов (счёт-фактура поставщика, накладная и др.). Провер-ка качества состоит в соблюдении требований ГОСТов, ТУ или особым условиям, Поступающие материалы приходуют в тот же день, за исключением грузов, требующих лабораторной проверки. В случае, если количество или качество материалов не соответствует документам, составляют акты, в которых отражаются разногласия, которые служат основанием для предъявления рекламаций поставщикам,

Учёт материальных ценностей, контроль за правильным расходованием материалов изучаетсч в дисциплине “Экономика строительного производства”.

Тема: Временные здания и сооружения. Методика определения их потребности.

Временными зданиями называют надземные подсобно-вспомогательные и обслуживающие объекты, необходимые для обеспечения производства СМР.

Районы строительства по организационно-технической готовности подразделя-ются на освоенные, малоосвоенные и неосвоенные. В освоенных районах применя-ются, главным образом, здания складского, административного и санитарно-бытово-го назначения. В малоосвоенных – в дополнение добавляются здания производственного и частично жилого назначения. В неосвоенных райнах находят применение все виды обслуживающих и подсобных зданий, где жилые выделяются в самостоятельную группу.

Классификация инвентарных зданий для неосвоенных районов

Временное теплоснабжение на строительных площадках осуществляется в сле-дующих целях: обеспечение теплом технологических процессов (подогрев воды, инертных на БСУ, прогрев бетона; отопление и сушка строящихся объектов; отопле-ние,вентиляция и горячее водоснабжение времянок.контор и столовых и т.п.).

Проектирование

временного теплоснабжения выполняют в следующем порядке:

1. Рассчитывают потребности в тепле по отдельным потребителям и по объекту в целом.

2. Определяют источники снабжения теплом и подсчитывают потребность в топливе.

3. Рассчитывают и проектируют трассы теплопроводов.

4. Подбирают локальные агрегаты и приборы для отопления, сушки, подогрева и т.п.

В ПОС даются лишь общие решения по расчётам на 1 млн. грн. Уточнение и детализацию проекта производят при разработке ППР.

Общая потребность в тепле (кДж):

где k1
— коэффициент на неучтённый расход тепла;

k2
— коэффициент на потери в сети (k2
= 1,15).

Источники временного теплоснабжения

Как правило – районные котельные или ТЭЦ.

Временные котельные размещают в здании сборно- разборного, контейнерного или передвижного типа, которые могут работать на газовом, жидком, твёрдом топливе, изредка — на электроэнергии.

Котельные в сборно-разборных зданиях – производительностью по пару

0,5…6 т/час. Вода деаэрируется и смягчается.

Котельные контейнерного типа – до 2 т/час, работают на жидком топливе и газе. Вес контейнера 4 т, блокируются.

Котельные передвижного типа (на автоходу и на салазках), производительность до 1 т/час, а на железнодорожной платформе до 10 т/час.

АГВ-80 (автономный газовый водонагреватель – для бытовок.

Все отопительно-вентиляционные агрегаты делят на 4 группы:

1. Электрокалориферы, питаемые от электросети.

2. Калориферы – отопительные агрегаты (перегретая вода, пар) от ТЭЦ.

3. Воздухонагреватели с теплообменниками (продукты сгорания – в атмосферу, нагретый воздух – в помещение).

4. Теплогенераторы, подающие в помещение смесь продуктов сгорания с нагретым воздухом, работающие на жидком и газообразном топливе.

Газобалонные установки с горелками инфракрасного излучения – КГ-3,

КГ=1-38, ГИИВ-1. Для применения от сети – замена форсунки.

Временное водоснабжение и канализация

Расчёт потребности в воде на стадии ПОС производят по укрупнённым показателям на 1 млн.грн. Так для жилищно-гражданского строительства он колеблется от 0,15 до 0,3 л/сек, для сельского – от 2,0 до 8 л/сек.

При разработке ППР – суммарный расход воды (л/сек):

Источниками временного водоснабжения являются: 1) существующие водопро-воды; 2) проектируемые водопроводы с первоочередной сдачей; 3) самостоятельные временные источники водоснабжения – водоёмы и артезианские скважины. Систе-мы – радиальные и кольцевые.

Расчёт водопроводных труб.

Диаметр (мм) водопроводной напорной сети:

где Qобщ
— суммарный расход воды;

V- скорость движения воды по трубам (для больших диаметров –

1,5-2,0 м/сек, для малых – 0,7-1,2 м/сек).

Размещение колодцев и гидрантов.

Канализация – поблизости – постоянная фекальная, при отсутствии – выгребная.

Обеспечение сжатым воздухом, кислородом и ацетиленом – самостоятельно.

Тема: Назначение и принципы СПУ в строительстве

Сетевой график, используемая в сетевом планировании и управлении схема, ото-бражающая технологическую связь и последовательность разных работ в процессе достижения цели. Главный элемент СГ: “работы” (операции) и “события” – точки, которыми завершаются одни работы (кроме “начального события”) и начинаются другие (кроме “конечного события”).

Основным преимуществом новой системы планирования и управления является высокая наглядность, способность обеспечить всеобъемлющее планирование и управление, оперативность, создание условий для быстрого и эффективного руко-водства строительством.

В результате изучения процесса строительства в целом было установлено, что применяемые обычно в планировании диаграммы Ганта (тоесть линейные графики) не позволяют выразить сложные взаимоотношения между частными работами в строительстве. Сетевой график помог отразить взаимосвязь всех процессов строи-тельства и определить так называемую критическую последовательность работ (критический путь), то есть перечень работ, которые влияют в данное время на об-щую продолжительность строительства. График отличается от диаграммы Ганта прежде всего тем, что в нём наряду с логическим элементом – работой – вводится второй элемент – результат работы, который в в линейных графиках только подразу-мевается и не имеет специального графического изображения.

В новом планировании основным показателем является результат, конечная цель – ввод объекта в эксплуатацию.

Событие – это результат работы. В сетевом графике работа и событие имеют графическое изображение. Работа обозначается стрелкой (квазивектором0, соединяющим два события (quasi – якобы, как будто – лат.).

Реальная работа – это работа, потребляющая время и ресурсы (например, устройство фундамента (изображается сплошной стрелкой).

Фиктивная работа (зависимость) – это работа, не потребляющая ни времени ни ресурсов (ожидание схватывания бетона в фундаментах).

Работа-ожидание – эта работа потребляет только время (доставка оборудования на площадку).

Эти две работы изображаются пунктирными стрелками.

Продолжительность работы в единицах времени проставляется под стрелкой, наименование или номер работы – над стрелкой.

Каждая работа всегда определяется двумя событиями – начальным и конечным для нескольких работ.

Путём в сети называется непрерывная последовательность работ от начального до конечного события.

6. Нередко встречаются случаи, когда одно событие служит началом для двух или

более работ, которые заканчиваются также в одном событии.

Итак, это достигается введением зависимости и дополнительного события со своим номером.

Это особенно важно при механизированных расчётах, так как работы кодируют-ся начальными и конечными событиями и при нарушении этого правила в памяти машины оказались бы две одинаково закодированные работы.

7. При увязке отдельных узлов или локальных сетевых графиков в общий, в

процессе работы появляется много дополнительных событий и зависимостей,

которые необходимы при черновой работе. После увязки график проверяют и

исключают те зависимости, которые в окончательном варианте роли не играют,

что делается для упрощения сетевого графика в чистовом виде.

8. Как следует из опыта внедрения СПУ (сетевого планирования и управления) на основании одних и тех же исходных данных создаются сетевые графики для различного уровня руководства и исполнителей. Поэтому в одних случаях приходится объединять ряд процессов в одну работу (укрупнять), в других – разделять работу на составляющие её процессы (разукрупнять).

При укрупнении работ в СГ, то есть при замене какого-то узла графика одной работой можно пользоваться следующим элементарным правилом: группа работ может быть обозначена как одна работа, если в этой группе имеется одно начальное и одно конечное событие и если работы выполняются одним естественным исполни-телем (земляные работы, монтаж подвала и т.п.).

Итак, перечисленные выше правила построения СГ относятся к правилам графи-ческого изображения взаимосвязей работ, выполняемых на данном объекте.

Исходные данные для составления СГ берут из перечня работ, анализируют их и располагают графически так, чтобы они шли в порядке технологической последова-тельности выполнения.

В отличие от других видов графиков и документов СГ выявляют те работы, от которых зависит общий срок завершения всех работ. Он определяется последова-тельностью работ с наибольшей продолжительностью от исходного до завершающе-го события. Эта последовательность называется критическим путём. Сокращение или увеличение продолжительности работ, лежащих на критическом пути, отража-ется соответствующим образом на общей продолжительности работ.

При расчёте СГ для каждой работы определяются:

1. Самый ранний из возможных сроков начала работы, сокращённо – раннее

2. Самый поздний из допустимых сроков начала работы, сокращённо – позднее

3. Самый ранний из возможных сроков окончания работы, сокращённо – раннее

4. Самый поздний из допущенных сроков окончания работы, сокращённо –

Для каждого события:

1. Наиболее ранний из возможных сроков свершения, сокращённо раннее

2. Наиболее поздний из допустимых сроков свершения, сокращённо – позднее

Работы, не лежащие на критическом пути, то есть некритические, имеют резервы времени относительно критического пути.

В практике внедрения СПУ в строительстве в строительстве чаще всего опери-руют двумя резервами:

1. Полным резервом ( Ri

j
) данной работы называется время, в пределах которого можно увеличить продолжительность этой работы без изменения критического пути, Полный резерв равен разности между поздним и ранним сроками оконччания (или начала) данной работы. Например:

2. Частным резервом ( ri

j
) данной работы называется время, в пределах которого можно увеличить продолжительность этой работы без изменения срока раннего начала последующих работ.

Частный резерв равен разности между ранним началом последующей работы и ранним окончанием данной работы. Например:

Когда расчёт производится на самом графике, то всех резервов на нём показать нельзя.

При табличном обсчёте графика чётко определена каждая работа, то есть видны её ранние и поздние начала и окончания, а также полный и частный резервы време-ни.

(Изучить самостоятельно и закрепить на практических занятиях).

Построенный СГ представляяет собой вариант организационно-технологической модели осуществления строитедьства объекта. В результате расчёта праметров сети выявлены резервы времени на ряде работ, которые могут быть использованы для улучшеиия некоторых показателей производства.

Корректировку СГ на основе анализа расчётных параметров с целью его улучше-ния обычно называют оптимизацией графика, которая может быть проведена по вре-мени и по ресурсам. (Переключение трудовых и материальных ресурсов с не крити-ческих на критические работы).

Оптимальная продолжительность строительства по критерию себестоимости отыскивается на основе анализа зависимости прямых затрат и накладных расходов от изменения сроков работ. Сокращение сроков строительства влияет на экономию накладных расходов. Однако, это выгодно до определенных пределов, когда допол-нительные затраты могут компенсироваться экономией накладных расходов, хотя сокращение сроков технологически возможно.

1 – прямые расходы

2 – накладные расходы

3 – суммарные расходы

Правда, это относится только к себестоимости СМР (у государства свои выгоды).

Оптимизация СГ по себестоимости работ определяет вариант, при котором сум-ма прямых и накладных расходов минимальна. Этот вариант и принимается к реали-зации. В этом случае производится окончательный расчёт начала и окончания каж-дой работы, запасов времени и привязка к календарным срокам выполнения про-граммы работ.

Привязка СГ к календарным датам.

Строится таблица шкал календарного времени, на которой указывается год, месяц, календарные даты и рабочие дни. После решения вопроса о календарном сро-ке начала работ производится првязка построенной сети обычно по ранним началам работ.

Недостатки: усложнения при корректировке, возможно для небольшого коли-чества работ, зато приближается по наглядности к календарному плану или цикло-грамме.

Расчёт временных параметров сетевых моделей с помощью ЭВМ

Алгоритмы расчётов непосредственно СГ или табличным способом весьма удоб-ны при сравнительно небольшом количестве работ в сетевой модели. Когда же их число более 500, существенно возрастает длительность и трудоёмкость расчёта, ста-новится целесообразным применение ЭВМ.

Наибольшее распространение для расчета временных параметров СМ получили цифровые ЭВМ

, хотя в некоторых случаях применяются специальные для этих це-лей машины.

С помощью ЭВМ выявляются ошибки в сети, рассчитываются ранние и поздние сроки, начало и окончание работ, определяются критические пути, осуществляется привязка к календарным срокам. В увязке с ними решаются задачи птимального и рационального распределения ресурсов с одновременным составлением календар-ных графиков строительства, выдача различных справок и т.д.

Для выполнения расчётов на ЭВМ должна быть налажена надёжная связь строи-тельной организации с ВЦ (телефон, телетайп, радио, курьер, почта).

В настоящий момент начаты расчёты СГ на персональных ЭВМ.

Я познакомил Вас с расчётом простейших детерминированных СМ. Существую-щие многоцелевые, узловые, обобщенные, детерминированные с учётом стоимости и ресурсов, а также вероятностные СМ позволяют разрабатывать крупные народно-хозяйственные задачи на государственном уровне.

Метод критического пути

– техника осуществления руководства проектом, основной целью которой является обеспечение соблюдения графиков производства и конечных сроков работ. В основе её лежит допущение того, что длительность со-бытий поддаётся достаточно точной оценке.

Метод перт-метод оценки и пересмотра планов

– система управления работами по проектам, основная цель которой заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение графиков производства и установленных сроков. Система учитывает неопределённость продолжительности событий.

Тема: Материально- техническая база строительства

В состав материально-технической базы стороительства входит несколько тысяч предприятий, подчинённых строительным организациям или принадлежащих раз-личным министерствам и ведомствам. Они обеспечивают строительство сырьём, материалами и полуфабрикатами, изделиями и конструкциями, машинами и обору-дованием, обслуживают транспортом.

Итак материально-техническая база строительства – система предприятий по производству строительных материалов, деталей и конструкций, предприятий по эксплуатации и ремонту строительных машин и транспорта, стационарные и пере-движные производственные, энергетическое и складское хозяйство строительных организаций, научно-исследовательские, проектные, учебные и другие учреждения и хозяйства, обслуживающие строительство.

В более широкой трактовке материальной базой строительства является сово-купность промышленных отраслей народного хозяйства страны.

Строительство как отрасль материального производства является крупнейшим потребителем продукции промышленности и других отраслей народного хозяйства. Для выполнения программы капстроительства ежегодно расходуется свыше 0,2 млрд. тонн материалов, конструкций, изделий (не считая оборудования).

В строительстве прямо или косвенно занято до 20% работников сферы матери-ального производства. Строительство потребляет 75% производства цемента, более 60% мягкой кровли, около 40% пиломатериалов, до 70% стальных труб, почти 20% проката чёрных металлов и т.д.

Поставщиком орудий труда (механизмов, оборудования, инструмента) является промышленность машиностроения (особенно Минстройдормаш и автотракторное).

Материалы, изделия, конструкции для строительства поставляют предприятия:

а) строительной индустрии, то есть предприятия отрасли “строительство”, состо-ящее на самостоятельном балансе или на балансе строительных организаций;

б) промышленности строительных материалов;

в) других отраслей промышленности – металлургической, химической, лесной и деревообрабатывающей и других.

Структура управления предприятий строительных организаций

Часть предприятий и хозяйств материально- технической базы входит в состав промышленности строительных материалов, другая находится в введении строи-тельных организаций и называется промышленностью строительной индустрии.

К предприятиям строительной индустрии относится заводы и полигоны по про-изводству бетонных и железобетонных конструкций (подчинённых строителям); заводы строительных и технологических металлоконструкций, электро- и санитар-но-технического оборудования, узлов и заготовок, арматуры и закладных деталей для монолитного железобетона, заводы и цехи товарных смесей (бетона, раствора, асфальтобетона), столярных изделий, инвентарных опалубки и инвентаря; заводы по ремонту строительной техники; парк строительных машин и механизмов, транспортных средств; энергнтическое, складское хозяйство и т.д.

В состав предприятий промышленности строительных материалов входят заво-ды по производству вяжущих (цемента, гипса, извести, асбеста) и изделий на их основе (бетонных, железобетонных, асбоцементных, силикатных, гипсобетонных); заводы по производству кирпича, керамических изделий, линолеума и изделий из пластмасс, кровельны и теплоизоляционых материалов, оконного стекла, санитарно-технического фаянса, карьеры нерудных ископаемых (песка, щебня, гравия) и заво-ды искусственных заполнителей (керамзита, аглопорита, перлита) и других видов строительных материалов.

Важнейшей задачей, успешное решение которой позволит сократить сроки про-должительности строительства и снизить его стоимость – является всемерное рас-ширение производства и потребления местных строительных материалов.

“Харьковжелезобетон” Минстроя Украины; “Укрстройматериалы” Минстройма-териалов Украины; предприятия, подчинённые Горисполкому (АБЗ и др.)

Завод мощностью 200 – 250 тыс.м3
шлакоблока в год

В строительном тресте следует различать производственную и производственно-комплектовочную базу (ПКБ).

Первая – для изготовления материалов и конструкций.

Вторая – для повышения заводской готовности и концентрации.

При небольших объёмах производства трест имеет единую производственную базу.

Прогрессивной формой организации промышленности строительной индустрии являются ДСК, ССК, ЗСК.

Хорошо развитая материально-техническая база обеспечивает дальнейшую индустриализациюстроительства – генеральное направление его развития. Поэтому очень важно правильно наметить пути развития материально-технической базы, её организационную структру, определить рациональные мощности и размещение предприятий. Только в этом случае капиталовложения, затрачиваемые на развитие материально-технической базы будут эффективны.

Главное направление – повышение уровня сборности! Это сокращение продол-жительности строительства и трудоёмкости СМР.

В состав материально-технической базы могут входить:

межрайонные предприятия, обслуживающие ряд регионов;

районные предприятия, обслуживающие один регион или ряд узлов сосредоточен-ного строительства;

предприятия местного значения, обслуживающие строительство крупного города или узла строительства;

передвижные или сборно-разборные механизированные предприятия,установки и мастерские для обслуживания рассредоточенных строек или строек линейно-протя-женного характера, строек в начальный период их развёртывания.

В настоящее время около 2/3 объёма сборного железобетона, а также основной объём строительных изделий в стране производятся на предприятиях строительных корпораций. Эти предприятия входят в состав производственных подразделений (тресты ”Железобетон” и “Стройиндустрия” и др.).

Как я уже говорил, ряд строительных трестов имеет собственные предприятия, что позволяет осуществлять комплексное обеспечение строек материальными ресурсами.

Предприятия для обеспечения одного района или группы строек полуфабриката-ми, изделиями и конструкциями целесообразно размещать на одной площадке, т.е. создавать завод или комбинат, что сокращает площади, уменьшает протяженность коммуникаций и дорог, снижает административно-управленческие расходы.

По рассмотренной нами структуре видно, что завод сборного железобетона – это сложный комплекс производственных зданий, связанных общими коммуникациями, рассчитанный на длительную эксплуатацию в течение всего года.

В зависимости от объёма и номенклатуры продукции способ производства может быть конвеерным, поточно-агрегатным и стендовым.

Конвеерный – низкие трудовые затраты, но требуют максимальных капитальных затрат, высокой организованности всего производства.

Поточно-агрегатный – более гибкий (различные изделия на ленте – 4-й стан).

Стендовый способ – отличается самыми малыми капиталовложениями, но требу-ет больших производственных площадей (Павлодарский ДСК).

Полигоны для ферм и крупных балок организовывают по стендовой технологии.

Хлебом стройки называют цемент – основной материал для приготовления бе-тонных и растворных смесей, которые приготавливаются на специальных предприя-тиях.

Бетонные и растворные заводы могут быть самостоятельными предприятиями или создаваться в составе предприятий по производству сборного желзобетона. Мощность бетонного завода обычно диктует производительность предприятия. (Пример расчёта производительности в зависимости оь ёмкости бетоносмесителя).

Окна, двери,половая доска, паркет, погонажные изделия.

Должны иметь достаточно большую мощность, при которой возможен высокий уровень механизации и частичной автомаизации производства.

Предприятия монтажных организаций.

Для обслуживания этих организаций целесообразно создавать крупные заводы районного значения, производящие монтажные заготовки:

прокладки наружных коммуникаций

монтаж средств КИП и др.

Предприятия по ремонту и техническому обслуживанию строительных машин.

На универсальных ремонтных заводах производится централизованный капиталь-ный ремонт строительных и дорожных машин различной номенклатуры, а также агрегатов и узлов к ним. Специализированные ремонтные заводы предназначены для централизованного капитального ремонта строительных и дорожных машин ограниченной номенклату-ры (экскаваторов, автокранов и др.). Разработаны проек-ты универсальных и специализированных ремонтных заводов мощностью 1,5; 2,5; 4 и 5 млн.грн. Этой теме у нас будет посвящена специальная лекция.

Практика показывает, что развитие материально-технической базы строительст-ва должно происходить с учётом дальнейшего расширения специализации предпри-ятий.

Специализация – это такая форма организации производства, при которой каж-дым предприятием (цехом) выпускаются технологически однородные изделия при небольшом числе типоразмеров (марки).

Различают специализацию подетальную, предметную и технологическую.

При подетальной специализации каждое предприятие выпускает ограниченное количество типоразмеров конструктивно и технологически однородных изделий (Хорошевский завод с/т каб.).

Предметная – предполагает производство каждым предприятием комплектов изделий для последующей сборки зданий определённых типов, например, жилых домов.

Технологическая – имеет ввиду выполнение отдельных стадий производства на отдельных предприятиях, например: бетон, арматурные каркасы для нескольких предприятий сборного железобетона.

Для обеспечения комплектного снабжения строек их специализация должна сочетаться с хорошо продуманной системой кооперирования предприятий.

Тема: Проблемы организации реструктуризации предприятия: рыночное развитие и социальные проблемы.

Для многих предприятий сейчас актуальна разработка программы реструктури-зации, при построении и внедрении которой должны быть использованы знания теории мееджмента и практики перехода современных предприятий из планово-централизованной системы хозяйствования в рыночную.

Почти каждое предприятие сегодня имеет набор типовых проблем:

— падение объёмов производства и рентабельности продаж;

— потеря традиционных рынков сбыта и затруднения в поиске новых;

— недостаточная компетентность и согласованность действий высшего звена

— отсутствие чётко выраженых направлений развития;

— недостаточность заделов новой продукции, новых технологий, оборотных

средств и капиталовложений.

Приватизация сама по себе ничего практически не дала, но явилась достаточным стимулом для перстройки предприятий. Появилось новое понятие – реструктуриза-ция

.

Реструктуризация – осуществление организационно-экономических, правовых, технических мер, направленых на изменение структуры предприятия, его управле-ния, формы собственности, организационно-правовых форм, способных привести к финансовому оздоровлению объёмов выпуска продукции, повышению эффектив-ности производства.

Рыночная реорганизация – это коренная ломка старой структуры предприятия и создания новой более качественной и самостоятельной, умеющей выживать в экстремальных условиях. Современая рыночная структура предполагает малочис-ленность управленческого персонала, максимальный уровень компьютеризации, непременное совмещение обязанностей.

Вобщем виде структура:

Создание работоспособной и оперативно функционирующей управленческой структуры – большая кропотливая работа.

Предпрятия на Украине находятся в очень сложной обстановке. По статистике на 1.06. 1999г. несли убытки. Большинство из них вынуждены заниматься не основ-ной деятельностью, то есть получать основную выручку от второстепенных произ-водств.

В наиболее тяжёлом положении находятся бывшие бывшие государственные предприятия-гиганты (ОАО), включающие множество структурных подразделений.

Препятствия реструктуризации в Украине:

— нестабильность среды и неопределённость будущих перемен в стране;

— большой объём необходимых для реструктуризации инвестиций;

— несовевршенность (неразвитость) рынка капиталов;

— зарождающийся характер развития рыночной инфрастуктуры ;

— отсутствие гарантий государства и правительства под инвестиции;

— сложности страхования зарубежных инвестиций со стороны банков;

— наличие большого количества предприятий с высоким технико-организацион-

ным уровнем, но с “незамкнутым производственным циклом”;

Необходимость реструктуризации обусловлена невозможностью сохранять старую структуру предприятия в новых условиях хозяйствования.

Большие и средние предприятия имеют следующие недостатки:

— сверхмощности основного и вспомогательного производств;

— отсутствие гибкости производства;

— ориентация и зависимость от конкретных поставщиков и потребителей;

— чрезвычайная централизация управления, наличие элементов бюрократизма в

— излишек персонала (низкие технологии);

— недооценка вопросов маркетинга и сбыта, финансов, управления персоналом.

Основными требованиями к реструктуризации являются:

1. При реструктуризации необходимо произвести коренное изменение лица ком-пании, а не принимать обычные меры по улучшению существующего положения.

2. Необходимо чётко определить стратегии, цели и средства для каждой програм-мы реструктуризации, для разработки соответствующих действий и инфраструктуры.

3. Необходимо создать ”оперативную команду” – группу людей непосредственно занимающихся вопросами реструкткризации.

4. Необходимо спланировать пик времени повторной реструктуризации и следить за выполнением её этапов.

5. Необходимо создание системы мониторинга и коррекции плана реструктури-зации для будущего развития.

Для повышения эффективности будущей деятельности необходимо определить

какие виды реструктуризации необходимо осуществить и в каком объёме:

а) правоваяб) финансовая

а) организационная б) операционно-технологическая

Традиционно руководство ищет пути решения проблем в поиске оборотных средств и привлечения инвестиций, но инвестиции могут быть переданы только выздоравливающему в финансовом положении организму. Поэтому использование внутренних резервов предприятия – еинственный путь выхода из кризиса.

Каковы же основные направления поиска внутренних резервов:

— формирование системы стратегических и тактических целей предприятия и каждого его структурного подразделения;

— на основе финансового анализа выделение наиболее рентабельных, перспективных и эфективных центров хозяйствования;

— изменение традиционной линейно-штабной структуры управления, введения

Службы стратегического развития;

— фиксирование диапазонов ответственности руководителей самостоятельных

хозподразделений в соответствии с новым правовым механизмом;

— упорядочение системы производства и информационных потоков;

— создание команды единомышленников.

Тема: Технология управления

Процесс управления производством заключается в поддержании устойчивого режима функционирования системы путём принятия и реализации решений. Под решением понимается выбор способа действия для достижения целей управления, то есть решение является продуктом управленческого труда.

Управление по существу является непрерывным процессом принятия тех или иных решений, имеющих содержательную сторону и организационно-технологичес-кую. Технологический процесс управления представляет собой ряд последователь-ных операций-этапов, кульминационным пунктом которых является принятие реше-ний.

Совокупность этапов принятия решений образует понятие цикла управления:

1 этап технологии уравления – определение цели (получение задания).

2 этап – привлечение и сбор информации для изучения ситуации.

3 этап – подготовка решения путём анализа информации, разработки и сравнения возможных вариантов действия.

4 этап – принятие решения.

5 этап – организация выполнения.

6 этап – контроль за выполнением решения и анализа результатов.

Решение базируется на опыте (??), является продуктом человеческой деятельнос-ти и поэтому несёт в себе сбъективное начало. Поэтому решение сочетает техничес-кий подход и элементы творчества, искусства.

Управленческое решение должно отвечать ряду требований:

— должно быть своевременным, то есть не запаздывать и не опережать событий;

— полномочным, то есть приниматься руководителем в пределах его прав;

— решение должно быть конструктивным, то есть учитывать ситуацию и интересы системы в целом;

— ясным по форме, лаконичным и не противоречивым.

По степени охвата объекта — общие, частные и локальные (свойственные данному месту).

По временному признаку – стратегические (дальняя перспектива) и тактические (оперативные), связанные с текущей деятельностью.

По функциональному признаку – в соответствии с видами управленческой дея-тельности (учёт, планирование, оперативное управление и т.д.)

И, наконец, по степени полноты информации различают решения, принимаемые в условиях определённости, в условиях риска (результаты различны, могут быть и нежелательные) и в условиях неопределённости (вероятность исхода неизвестна).

Разберём Циклы (этапы) управленческого решения.

I. Определение цели (получение задания), уяснение и формулировка задач.

(Рассказать на примере формирования плана). Цель – получение желаемого резуль-тата – выполнение плана.

II. Привлечение (сбор информации).

“Видеотон” на ДСК-1.

III. Подготовка решения.

Пример: Отставание по I кварталу составило 12 тыс м3
.

Варианты: всё наверстать за II квартал или разложить по 4 м3
на оставшиеся 3 квартала и т.п.

Варианты анализируются и, наконец:

IV, Принятие решений.

Решение принимает руководитель и несёт полную ответственность за принятое решение. После того, как решение принято, приступают к не менее сложному этапу – организации его выполнения.

V. Выполнение принятого решения оформляется в виде приказа, распоряжения, плана, графика или устного указания.

Приказы и распоряжения – уровень начальника СУ и выше. Прорабы и мастера отдают устные распоряжения или графики производства работ, подкреплённые расчётами по зарплате. Основа основ – решение должно быть доведно до испонителей иначе оно выполнено не будет (Голков Г.Я. – “ расскажи один раз…”).

VI. Контроль за выполнением решения и регулирование.

Цель контроля – своевременное предупреждение возможных отклонений (видеотон, диспетчерский час, оперативка раз в неделю и т.п.).

Вот так схематично, в упрощённом виде выглядит технологический процесс управ-ления строительством.

Психология принятия и реализации решения

Принятие и реализация решения определяется не только объективными фактора-ми, нои во многом зависят от факторов субъективных – стиля работы руководителя, его волевых каччеств и эмоционального состояния.

Стиль руководства – это преобладающий для определённого руководителя спо-соб решения проблем. Наиболее распространено традиционное деление на три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль

– принимаются решения без консультаций с подчинён-ными. Хорош в экстремальных условиях, если руководитель компетентен, обладает опытом и знаниями.

Либеральный –

руководитель пытается передать решение вопросов вышестоя-щей организации, избегает острых ситуаций, охотно передаёт их решение подчинённым (НИИ, ПКБ и др.)

Демократический

– противоположность авторитарному, отличает руководите-ля, склонного советоваться с подчинёнными, дать им возможность проявить иници-ативу, создать обстановку сотрудничества.

Возможны сочетания стилей.

Итак, “решение – один из необходимых моментов волевого действия”, сущест-венно зависит от эмоционального настроения руководителя.

Повторяю, руководитель несёт полную ответственность за принятое решение.

Требования к стилю управления.

— умение решать вопросы в интересах общества;

— профессионально-организаторские черты стиля (деловитость, научный подход,

чувствво нового, умение видеть перспективу, предприимчивость, высокая

— нравственно-психлогические черты (пример для подчинённых).

Этические нормы руководителя:

t

i

— продолжительность присутствия i-го участника в часах.

Тема: Управление качеством строительства. Сдача зданий и сооружений в эксплуатацию.

Качество строительства – это соответствие выполненных в натуре зданий и сооружений и их частей проектным решениям и нормативам.

Растёт за счёт: прогрессивных проектных решений, материалов и конструкций, повышения квалификации строителей.

Однако, по данным НИИЭС, около 2,5 % сметной стоимотсти уходит на ликви-дацию брака.

Различают: качество потребительское (внешний вид) – Армения; и качество производственное (соответствие продукции требованиям нормативов), на которое влияет уровень качества проектирования, изготовления строительных материалов и изделий и производством СМР. Мы рассмотрим качество СМР.

Организационно-технической основой Единой системы государственного управ-ления качеством продукции является Государственная система стандартизации, создающая основу для проведения единой государственной политики в вопросах качества.

Система управления качеством в строительстве

Существующий в стране контроль за качеством разделяется на внутренний, вы-полняемый, как правило, руководителями различных звеньев строительного управ-ления, и внешний – органами государственной власти и специальными инспекция-ми.

Государственный уровень управления качеством (УК): Госстрой Украины (планирование качества продукции, организация госнадзора за соблюдением качест-ва, разработка мероприятий по улучшению качества – СНИПы, Госстандарты, СН, инструкции, ТУ и др.)

В Украине – Госстройинспекция Госстроя (промышленность и жильё).

Независимо от них для жилищно-гражданского строительства сеть органов ГАСКа, со сложным подчинением.

— оформление разрешения на производство строительных работ (отдельно на

“нуль” и надземную часть).

— промежуточный (профилактический) контроль за строительством (предписания,

запись в журнал работ).

— приёмочный контроль качества (в составе Госкомиссии).

Техническая инспекция профсоюзов (охрана труда, член Госкомиссии).

Госпожнадзор (пожарная устойчивость кострукций, пути эвакуации, сигнализа-ция пожаротушения и дымоудаления) – профнадзор, член Госкомисии.

Госсанинспекция – профнадзор – местные органы.

Госгортехнадзор – местные органы.

Надзор за монтажом котлов, газового оборудования, лифтов, башенных кранов и др. Даёт разрешение на эксплуатацию.

Банковский контроль (контроль за количеством, качеством, комплектностью.

Ведомственный уровень управления качеством – вышестоящие организации.

Производственный уровень управления качеством: внутрипроизводственные службы управления качеством (у проектантов, в стройиндустрии, в СМО).

Внутренний технический контроль – исполнители, прораб, давший подписку!

Выборочно – главный инженер (руководит входным, операционным и лаборатор-ным контролем). Роль лаборатории – контроль за ГОСТами, испытания материалов. Технадзор заказчика – участвует на всех стадиях контроля – от “от к производству работ” до приёмки в эксплуатацию.

Авторский надзор проектных организаций (на объектах стоимостью более 200 тыс.грн.).

Общественный контроль – общественость под руководством главного инженера и главного технолога (распределение общественных благ организации в зависимос-ти от качества труда).

Это многообразие систем контроля далеко от совершенства.

Задача повышения качества может быть успешно решена в условиях действую-щей комплексной системы управления качеством строительной продукции (КС УК СП). Она построена на четырёх принципах:

принцип стандартизации – все функции системы качества регламентируются госстандартами, нормативами, стандартами предприятия;

принцип системного подхода – распространение системы на все стадии и уровни строительства;

принцип обратной связи – контроль качества СМР, изучение информации и принятие решения на этой основе;

принцип динамичности – нерерывный процесс совершенствования системы контроля качестава, внедрения НТП, изменений, происходящих в нормативной документации.

Принципиальная схема разработки и внедрения КС УК СП

Государственная приёмка объектов строительства

Приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов производится в соответствии с действующим законодательством, правилами приёмки в эксплуата-цию строительных объектов (СниП III-3-81) и требованиями постановления прави-тельства от 23.01.81г. «О приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов».

Генподрядчик – рабочим комиссиям, затем заказчик – государственным приё-мочным комиссиям.

“Под ключ” – государственной комиссии генподрядчиком совместно с заказчи-ком.

Состав рабочих комиссий:

— заказчик-председатель, генподрядчик, субподрядчики, эксплуатирующие

организации, генпроектировщик, пожнадзор, саннадзор, техинспекция профсоюза и др.

Генподрядчик обязан представить рабочей комиссии перечень организаций – исполнителей (по видам работ), комплект рабочих чертежей, акты на скрытые рабо-ты, журналы работ, техпаспорта на оборудование и др.

Рабочие комиссии проверяют соответствие проекту выполненные работы и принимают объект “на ходу”.

Все документы после работы рабочей комиссии передаются заказчику.

Государственная приёмочная комиссия собирается по письменному уведомле-нию заказчика о готовности объекта к приёмке и назначается не позднее, чем за 3 месяца – для промышленных сооружений, и за 30 дней – для жилищно-гражданских сооружений до установленного срока ввода.

В состав госкомиссии входят заказчик, эксплуатирующая организация, генпод-рядчик, рай/горисполком, генпроектировщик, саннадзор, пожнадзор, представитель Минводхоза, техинспекция профсоюза, финансирующий банк и другие.

Для жилья и соцкультбыта, кроме того – ГАСК.

Общее количество документов превышает 100 наименований (400-500 подписей).

По объектам жилищно-гражданского назначения госкомиссия приступает к работе при условии выполнения всех СМР и работ по благоустройству, а также окончания комплектования объекта инвентарём и оборудованием. Обязательное окончание встроенно-пристроенных помещений.

Датой ввода объекта считается дата подписания акта госкомиссии.

Все участники госкомисии несут ответственость в соотвветствии с законодатель-ством за нарушение порядка подготовки ввода объектов в эксплуатацию, за соответ-ствие фактических ТЭП проектным и надлежащего качества.