Нормы освещения дорог

Современные технологии спасают озеро Тельбин. Осуществлена аэрацию водоёма с использованием ПЭ труб

Березняки – один из первых и старых спальных микрорайонов Киева на левом берегу Днепра. Его главным украшением и так называемой «визитной карточкой» является озеро Тельбин. Побережье этого водоема давно стало любимым местом отдыха не только местных жителей, но и многих киевлян – жителей других районов и гостей столицы. Однако, интенсивная настройка микрорайона, которая продолжается в течение последних лет, существенно увеличила антропогенную нагрузку на озеро. Его экологическое состояние постепенно ухудшалось. Именно поэтому из-за несоответствия воды санитарным требованиям два последних года подряд купальный сезон на Тельбине завершался уже в июне.

ЛИРА-САПР 2017 разработала модуль по сталежелезобетонным конструкциям

В результате сотрудничества УЦСС с разработчиком программного обеспечения ЛИРА в новой версии комплекса был реализован модуль по расчету сталежелезобетонных конструкций. Новая система Сталежелезобетон в ЛИРА-САПР 2017 реализована на базе принципов, изложенных в положениях ДСТУ Б В.2.6-215:2016 «Расчет и конструирование сталежелезобетонных конструкций с плитами по профилированным настилам», заказчиком и соавтором которого выступил УЦСС.

Нормы освещения дорог. Требования к освещённости улиц, площадей

На уровень безопасности дорожного движения достаточно большое влияние оказывает уровень освещенности автомобильных дорог, мест стоянки транспортных средств и т. д.

При проектировании устройства наружного освещения уличных площадей, автомобильных дорог должны обеспечиваться следующие требования:

— нормированные величины количественных, качественных показателей осветительных остановок;

— экономичность установок, рациональное использование электроэнергии;

— надёжность работы осветительных установок;

— безопасность обслуживающего персонала и населения;

— удобство обслуживания и управления осветительными установками.

Используемые в осветительных установках оборудование и материалы должны соответствовать требованиям стандартов, техническому напряжению сети, условиям окружающей среды. Применение в осветительных установках открытых ламп без армирования не допускается.

При проектировании установок наружного освещения выбор опор и световых приборов должен производиться с учетом архитектурно планировочных особенностей освещаемой дороги, восприятия освещённой зоны в дневное и вечернее время.

Проектирование освещения дорог, улиц и площадей должно, как правило, выполняться в составе проектов благоустройства с учетом характеристик светоотражения дорожных покрытий и решений по озеленению.

Нормы, регламентирующие основные показатели наружного освещения, должны приниматься одинаковыми при любых источниках света, которые используются в осветительных установках, соответствовать требованиям СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения.

Расчёт освещения площадей городов, улиц, дорог различного назначения должен производиться с учётом обеспечении нормируемых величин освещённости на соответствующих функциональных зонах площади. В действующих нормах по проектированию искусственного освещения освещённость определяется угловым размером объекта различения, контрастом его с фоном и коэффициентом отражения фона. Поверхности дорожного покрытия улиц, площадей, дорог, обладающие рассеянным отражением, характеризуются не яркостью, а светностью фона или, зная порядок величины коэффициента отражения, освещённостью. Это значительно упрощает расчёты и измерения, так как рассчитать или измерить освещённость можно достаточно просто.

Основным нормативным документом Украины, регламентирующим нормы освещённости для уличного освещения являются украинские строительные нормы и правила — ДБН В.2.5-28-2006 «Природное и искусственное освещение». Нормы освещенности обязательны для всех организаций, осуществляющих деятельность в области строительства и монтажа опоры наружного освещения в городских и сельских поселениях.

Освещение улиц, площадей, автомагистралей, автомобильных дорог с регулярным транспортным движением в городской местности должно соответствовать требованиям освещенности согласно СНИП 23-05-95.

Требуемые значения яркости и освещённости дорожного покрытия улиц, площадей и дорог

Устройство уличного освещения регламентируется ВСН 22–75 – «Инструкцией по проектированию наружного освещения городов, поселков городского типа и сельских населённых пунктов». По характеру предъявляемых требований к освещению все улицы и площади городов подразделяются на три категории: А – скоростные дороги, магистрали общегородского значения и т. п.; Б – магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения и т. п.; В – улицы и дороги местного значения.

В отличие от всех других осветительных установок уровень освещения для дорог с асфальтобетонным покрытием нормируется не величиной освещённости, а величиной яркости поверхности дорожного покрытия в направлении наблюдателя, находящегося оси движения транспорта. Это объясняется тем, что асфальт в особенности мокрый, обладает резко выраженным зеркальным характером отражения, вследствие чего величина освещённости может характеризовать видимость. Для улиц и дорог, имеющих простейшие (грунтовые, щебёночные) или переходного типа (асфальтовые, укреплённые вяжущими) покрытия, допустимо характеризовать уровень освещения величиной освещенности. Поэтому ВСН 22–75 устанавливает норму освещения улиц и других проездов с асфальтобетонным покрытием в виде величины средней яркости (в пределах от 1,6 до 0,2 кд/м 2 ) в зависимости от категории улиц и плотности движения, а для улиц с простейшими переходного типа покрытиями – в виде величины средней горизонтальной освещённости (в пределах от 6 до 2 лк). ВСН 22–75 содержат ряд качественных требований к устройству уличного освещения, в том числе определяют наименьшую допустимую высоту подвеса светильников в зависимости от их характеристик, мощности и типа ламп, а также соотношение наибольшей и наименьшей величин яркости и освещенности и т. д.

Кроме нормирования яркости и освещённости проезжей части улиц и площадей в «Указаниях по проектированию уличного освещения» (СН 278–64) регламентируется ряд других, весьма важных свето- и электротехнических, а также эксплуатационных показателей и даются соответствующие рекомендации по их реализации. Такими вопросами являются: высота подвеса светильников по условиям ограничения ослёпленности, выбор наиболее экономичных типов светильников и источников света в зависимости от места их применения, размещение светильников на улицах и площадях, устройство общегородского, автоматического управления освещением и др.

Освещение улиц и дорог с нормированной средней яркостью 0,4 кд/м 2 и выше или средней освещённостью 4 лк и выше должно выполняться светильниками, обеспечивающими широкое или полуширокое светораспределение.

Освещение внутренних проездов улиц, автостоянок, хозяйственных площадок мусоросборников в микрорайонах следует, как правило, по нормам выполнять светильниками прямого света.

Освещение аллей, пешеходных дорожек, а также центральных входов в парки, сады, стадионы, больницы, санатории, пансионаты и дома отдыха требуется выполнять светильниками рассеянного света.

Освещение площадок массовых игр и площадок перед эстрадами, аттракционами требуется осуществлять светильниками широкого светораспределения.

Наружное освещение улиц, дорог и площадей территорий городов следует по нормам выполнять светильниками, располагаемыми на опорах.