Новые правила технологического присоединения к электросетям

Новые правила технологического присоединения к электросетям

Правовые основы в деятельности технологического присоединения

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861

Орган исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением

Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии

Процедура технологического присоединения

  1. Подача заявки
  2. Заключение договора
  3. Выполнение мероприятий по ТП
  4. Получение разрешения Ростехнадзора:

«уведомительный порядок» (уведомление Ростехнадзора о вводе в работу энергоустановок, направляемой заявителями, мощность энергопринимающих устройств которых составляет от 150 кВт до 670 кВт, присоединяющихся к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ, а также сетевыми организациями в отношении объектов ЭСХ до 20 кВ, построенных (реконструированных) в интересах ТП заявителя) (ППРФ от 30.09.2015 № 1044)

  1. Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям
  2. Фактический прием (подача) напряжения и мощности
  3. Составление Акта об осуществлении ТП, Акта разграничения балансовой принадлежности, Акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон и Акта согласования технологической (аварийной) брони

Заявка на технологическое присоединение

Подача заявки на технологическое присоединение

Заявка на ТП подается в следующих случаях (пункт 2 Правил ТП):

  1. присоединение ЭПУ впервые вводимых в эксплуатацию;
  2. в случае, если максимальная мощность ранее присоединенных реконструируемых ЭПУ увеличивается;
  3. в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяется категория надежности, вид производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения.

Куда обращаться с заявкой на ТП:

  • заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ его участка (пункт 8 Правил ТП);
  • в случае, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находиться несколько сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них (пункт 8(1) Правил ТП);
    • при ТП по индивидуальному проекту заявитель вправе обратиться в любую сетевую организацию.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ подача одновременно 2-х и более заявок на ТП одних и тех же ЭПУ в разные сетевые организации (исключение – в случае необходимости использования нескольких источников питания, заявитель уведомляет каждую из сетевых организаций)

Договор и технические условия для технологического присоединения

Существенные условия договора ТП (пункт 16 Правит ТП)

1. перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

2. срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению:

а) для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил ТП – 6 месяцев, в случае технологического присоединения к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

б) для заявителей, максимальная мощность ЭПУ которых составляет менее 670 кВт – 1 год (если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон);

в) для заявителей, максимальная мощность ЭПУ которых составляет не менее 670 кВт – 2 года (если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организацией или соглашением сторон);

В случае, когда необходимо строительство только объектов «последней мили»:

а) рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, — при временном технологическом присоединении;

б) 4 месяца — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

в) 1 год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

При временном ТП – 15 дней для передвижных ЭПУ с мощностью до 150 кВт; 15 дней для сетевой организации в целях выполнения своей части ТУ.

Существенные условия договора ТП (пункт 16 Правил ТП)

3. Ответственность сторон:

а) право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;

б) за нарушение сторонами сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

4. Порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

5. Размер платы за технологическое присоединение.

6. Порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

Распределение обязанностей по выполнению ТУ

  • Pаявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
  • Cетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Распределение обязательств между сторонами при технологическом присоединении

В соответствии с пунктами 16.3; 25; 25.1 Правил:

  • распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий для всех категорий заявителей:

мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем;

мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

  • точки присоединения не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (для лиц, указанных в п. 12.1 и 14 Правил).

Отдельные положения при «льготном» технологическом присоединении

  • мощность – до 15 кВт (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения ЭПУ);
  • стоимость – 550 рублей;
  • категория надежности – третья (один источник электроснабжения).

Расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Когда не применяется льгота. Исключения:

  1. При технологическом присоединении энергопринимающих устройств лиц, расположенных на земельных участках взятых в аренду на срок не более года.
  2. При технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных в жилых помещениях многоквартирных домов.
  3. Ограничение: льготой можно воспользоваться не более 1 раза в течении 3 лет в границах муниципальных районов, городских округов и на внутригородских территориях городов федерального значения

Объекты электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения

В соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 № ВАС-9742/11 на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом, сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия (в том числе и понизить/повысить класс напряжения) за свой счет в отношении любых заявителей.

Следовательно, под электрическими сетями необходимого класса напряжения следует понимать любые электрические сети, необходимые заявителям, указанным в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, класс напряжения которых составляет до 20 кВ включительно (например: 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и пр.).

Рассрочка по оплате технологического присоединения

а) беспроцентная рассрочка предоставляется заявителям – юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям намеревающимся осуществить технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (заявители указанные в пункте 12(1) Правил);

б) в заявке заявитель указывает предложения по порядку расчетов и условий рассрочки внесения платы за технологическое присоединение;

в) беспроцентная рассрочка платежа за технологическое присоединение предоставляется на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения;

г) порядок расчетов при предоставлении беспроцентной рассрочки платежа за присоединение:

  • 5 процентов платы за технологическое присоединение в течении 15 дней со дня заключения договора на присоединение;
  • 95 процентов платы за технологическое присоединение в течении 3 лет со дня подписания акта об осуществлении технологического присоединения равными долями ежеквартально.

Право на проверку проектной документации

Потребитель с мощностью менее 150 кВт наделен правом (а не обязанностью) представить проектную документацию в сетевую организацию для проверки на соответствие техническим условиям (пункт 18.5 Правил)

Особенности проверки проектной документации:

  1. Бесплатная процедура.
  2. Сроки проверки документации не должны превышать 10 дней со дня получения проектной документации (в случае, если технические условия согласовывались с субъектом ОДУ – 25 дней).
  3. Процедура носит добровольный характер и не требует определения порядка проведения проверки.

Технологическое присоединение СНТ

  • Если ТП садовых товариществ, его членов, то заявку в сетевую организацию подает само СНТ, либо представитель СНТ;
  • Если ТП граждан, ведущих индивидуальное хозяйство на территории СНТ, либо иными лицами, расположенными на территории СНТ, то заявку подают самостоятельно.

ТП осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры СНТ.

Должен быть договор на использование инфраструктуры!

СНТ не вправе препятствовать присоединению через свои сети

Особенности технологического присоединения ЭПУ, находящихся в многоквартирных домах

Ограничения при технологическом присоединении ЭПУ в общей собственности

Наиболее распространенные виды объектов находящихся в общей собственности:

  • многоквартирные дома;
  • садовые, дачные, огороднические объединения (СНТ);
  • гаражные и строительные кооперативы, погреба и иные некоммерческие объединения;
  • религиозные и иные объекты, содержащиеся за счет прихожан.
  • Заявитель: собственник помещения (лицо имеющее иное законное право на помещение).
  • Сетевая организация: к электрическим сетям которой присоединен многоквартирный дом.
  • Условие присоединения: наличие согласия управляющей организации на присоединение данного помещения к электрическим сетям (если проектом дома не предусмотрено индивидуальное ВРУ для помещения).
  • Граница участка заявителя:
  • 1. Граница балансовой принадлежности между сетевой организацией и многоквартирным домом (по акту РБП, если есть);
  • 2. ВРУ многоквартирного дома (если отсутствует акт РБП).
  • Заявитель: управляющая организация.
  • Сетевая организация: к электрическим сетям которой присоединен многоквартирный дом.
  • Условия присоединения: присоединение только через внутридомовые сети многоквартирного дома, которые являются общим имуществом.
  • Граница участка заявителя:
  • 1. Граница балансовой принадлежности между сетевой организацией и многоквартирным домом (по акту РБП, если есть);
  • 2. ВРУ многоквартирного дома (если отсутствует акт РБП).

Запрещено «прямое» присоединение ЭПУ находящихся в жилых помещениях многоквартирных домов к электрическим сетям, без использование внутридомовой системы электроснабжения

Критерии наличия технической возможности технологического присоединения

Согласно пункту 28 Правил ТП, критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил ТП критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

Компетенция антимонопольного органа

  • Выдача предупреждений (предостережений)
  • Возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдача обязательных для исполнения предписаний
  • Возбуждение дел об административных правонарушениях
  • Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства

Нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям

Наиболее распространенные нарушения при технологическом присоединении к электрическим сетям

  1. Необоснованный отказ, а также уклонение от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (отказ в выдаче технических условий; требование предоставить документы, не предусмотренные законодательством; ненаправление в установленные сроки договора и технических условий; отказ в заключении договора в связи с отсутствием технической возможности; и др.)
  2. Навязывание сетевой организацией заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения (требование построить дополнительные объекты не в границах участка заявителя, но за его счет; требование подписать договор без распределения обязательств сетевой организации и заявителя; понуждение заявителя к долевому участию в строительстве объектов сетевой организации; возложение на заявителя обязанности согласовать технологическое присоединение с третьими лицами, через объекты которых будет осуществляться опосредованное присоединение и пр.)
  3. Нарушение установленного порядка ценообразования при взимании платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (самостоятельное определение сетевой организацией стоимости технологического присоединения и предъявление ее заявителю; несоблюдение требования о размере «льготной» платы)
  4. Неисполнение сетевой организацией своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения в установленные сроки, в том числе уклонение от выдачи документов о технологическом присоединении либо требование внесения дополнительной платы за их подписание

Статистика нарушений антимонопольного законодательства

*Количество дел, в которых подтвержден факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны сетевых организаций

*Количество выданных предупреждений антимонопольными органами сетевым организациям

Изменения антимонопольного законодательства

Уточнение статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей

Новая редакция статьи 9.21 КоАП РФ

Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям

Технологическое присоединение к электрическим сетям

10.01.2016 начал действовать Федеральный закон от 30.12.2015 № 450-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике», предусматривающий изменение порядка установления платы за технологическое присоединение, согласно которому на основании затрат сетевых организаций устанавливается единая плата за технологическое присоединение для всех потребителей со сходными характеристиками (стандартизированные тарифные ставки по субъектам РФ).

Данное нововведение направлено на исключение злоупотреблений со стороны сетевых организаций, выражающихся в отказе от технологического присоединения в связи с отсутствием утвержденных стандартизированных тарифных ставок для конкретной сетевой организации.

Ответственность за несоблюдение сроков технологического присоединения

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии»

Проект постановления предполагает оплату части содержащегося для потребителя резерва мощности в случае выполнения в отношении такого потребителя следующих условий:

  1. Максимальная мощность энергопринимающего устройства потребителя составляет не менее 3 МВт.
  2. По итогам трехлетнего периода резерв в каждый месяц такого периода составляет более 40 % от максимальной мощности.
  3. По итогам текущего месяца ситуация не изменилась, то есть резерв снова составил более 40% от максимальной мощности.

Оплата резерва производиться исходя из экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, не включая в себя перекрестное субсидирование населения.

Особенности технологического присоединения к объектам генерации

При присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора (пункт 5 Правил ТП).

28.01.15г. Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 632833-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», предусматривающий установление возможности технологического присоединения потребителей к распределительным устройствам объектов генерации через сетевые организации с обязательством последних урегулировать отношения с владельцами распределительных устройства объектов генерации – по принципу «одного окна». Принятие законопроекта облегчит доступ потребителей к энергетической инфраструктуре и позволит производителям электроэнергии компенсировать в полном объеме понесенные затраты на осуществление технологического присоединения. В настоящее время готовятся поправки ко второму чтению 11 ноября 2015 года.

Электронный обмен документами при осуществлении технологического присоединения

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обмена документами между заявителем и сетевой организацией, подписанными электронной подписью»

Предусматривается обеспечение со стороны сетевой организации возможности электронного документооборота при осуществлении технологического присоединения. Документы направляемые заявителем подписываются электронной цифровой подписью.

Заключение договора с сбытовой организацией до завершения процедуры технологического присоединения

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) до завершения процедуры технологического присоединения до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии»

  1. Согласование актов аварийной и (или) технологической брони стало обязанностью потребителя ограничения режима потребление которого может привести к негативным последствиям.
  2. Перечень «не отключаемых» потребителей, сформированный и утвержденный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
  3. Единые подходы для согласования актов аварийной и (или) технологической брони в рамках процедуры технологического присоединения или в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.

Технологическое присоединение с участием третьих лиц

Минэнерго разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка урегулирования отношений с «третьими лицами» — сетевыми организациями при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям»

  1. Дополнение Правил пунктом 13.1 содержащим требования к заявке на технологическое присоединение, направляемой сетевой организацией в вышестоящую сетевую организацию.
  2. Особенности технических условий выданных для сетевых организаций (пункт 25.2 Правил).

Запрет на владение и (или) пользование объектами с использованием которых осуществляется производство электрической энергии и мощности (пристанционное оборудование)

Ужесточение Критериев ТСО. ПП РФ от 30.09.2016 № 989 и от 17.10.2016 № 1056 (последнее вступает в силу с 01.01.2017)

С 2017 года. Владение объектами электросетевого хозяйства на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования.

Расчетный период (1 год)

Долгосрочный период (3, 5 лет)

Протяженность ЛЭП, ВЛ, КЛ не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 — 20 кВ; ниже 1 кВ — трехфазных участков линий электропередачи.